Токенизация творчества: мотивация пользователей, консенсуальная ценность и авторское право Китая
https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(2).135-143
Аннотация
Представлен юридико-экономический анализ феномена невзаимозаменяемых токенов. Априорная доступность части токенизируемых произведений деактивирует возможность их монетизации традиционными способами, основанными на копирайте. Выдвинута гипотеза, что собственники токенов применяют альтернативные методы коммерциализации, которые не связаны с ограничением доступа к произведению. Обосновано, что результаты интеллектуальной деятельности в постэкономическом обществе занимают место нового эталона ценности. Консенсуальная ценность, заключенная в токенизированных произведениях, выступает мотиватором приобретателей токенов, который компенсирует выпадающие источники дохода. Вопрос о юридико-экономических основаниях, рационализирующих поведение покупателей прав на токенизированные произведения, решен с помощью концепции личного права собственника невзаимозаменяемого токена.
Об авторе
Р. А. БудникРоссия
Будник Руслан Александрович – доктор юридических наук, заместитель директора Международного Научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторским правам, смежным, культурным и информационным правам»; доцент Российско-китайского центра сравнительного правоведения
123022, г. Москва, Большой Трехсвятительский пер., 3
518172, Китай, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, 1
Список литературы
1. Sestino A., Guido G., Peluso A. Non-Fungible Tokens (NFTs). Examining the Impact on Consumers and Marketing Strategies. Springer International Publishing, 2022. 98 p.
2. Wang V., Wang D. The Impact of the Increasing Popularity of Digital Art on the Current Job Market for Artists. Art and Design Review, 2021, vol. 9, pp. 242–253. DOI: 10.4236/adr.2021.93019.
3. Seiter W., Seiter B., Seiter E. The Creative Artist's Legal Guide. Copyright, Trademark and Contracts in Film and Digital Media Production. Yale University Press, 2012. 244 p.
4. Perduto P. NFT - Income for Creative Minds. How to Generate Additional Income as a Photographer, Graphic Designer, Composer, Musician Or Other Art Creator. Books on Demand Publ., 2022. 156 p.
5. Beckman M. The Comprehensive Guide to NFTs, Digital Artwork, and Blockchain Technology. Skyhorse Publ., 2021. 224 p.
6. Lee J.J. A Study on the Influence on Intention to Use Blockchain-Based Copyright Contract, in: Lee R. (ed.). Computer and Information Science 2021 – Fall, ICIS 2021, Studies in Computational Intelligence; vol. 1003, Cham, Springer Publ., 2022, pp. 96–106. DOI: 10.1007/978-3-030-90528-6_9.
7. Karol P., Hecker S. (eds.). Posthumous Art, Law and the Art Market. The Afterlife of Art. Taylor & Francis Publ., 2022. 252 p.
8. Treiblmaier H., Lacity M. (eds.). Blockchains and the Token Economy. Theory and Practice. Springer International Publishing, 2012. 372 p.
9. Zeilinger M. Digital Art as «Monetised Graphics»: Enforcing Intellectual Property on the Blockchain. Philosophy & Technology, 2018, vol. 31, pp. 15–41. DOI: 10.1007/s13347-016-0243-1.
10. Rimmer M. Digital Copyright and the Consumer Revolution. Edward Elgar Publishing, 2007. 384 p.
11. Okediji R. Copyright Law in an Age of Limitations and Exceptions. Cambridge University Press, 2017. 528 p.
12. Jednak S., Dmitrovic V., Damnjanovic V. Intellectual Capital As A Driver Of Economic Development. Economic Review: Journal of Economics and Business, 2017, vol. 15, iss. 2, pp. 77–84.
13. Goedegebure R.P.G., Tijssen I.O.J.M., van der Laan L.N., van Trijp H.C.M. The Subjective Value of Product Popularity: A Neural Account of How Product Popularity Influences Choice Using a Social and a Quality Focus. Frontiers in Psychology, 2022, vol. 12, art. 738095. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.738095.
14. Hinz O., Otter T., Skiera B. Estimating Network Effects in Two-Sided Markets. Journal of Management Information Systems, 2020, vol. 37, iss. 1, pp. 12–38. DOI: 10.1080/07421222.2019.1705509.
15. Booth D. Postmaterial Experience Economics. Journal of Human Values, 2018, vol. 24, iss. 2, pp. 83–100. DOI: 10.1177/0971685818754552.
16. Basel S., Rao R., Gopakumar K. Analysis of club convergence for economies: identification and testing using development indices. Asia-Pacific Journal of Regional Science, 2021, vol. 5, iss. 2, pp. 885–908. DOI: 10.1007/s41685021-00205-8.
17. Witte E., Davis J. Understanding Group Behavior, vol. 1: Consensual Action By Small Groups. Psychology Press, 2014. 332 p.
18. Warren T. Cross-cultural Communication. Perspectives in Theory and Practice. Taylor & Francis Publ., 2017. 142 p.
19. McLuhan H.M. Understanding media: the extension of man. Routledge Publ., Kegan Publ., 1975. 396 p.
20. Kleinberger D. Agency, Partnerships, and LLCs. Examples and Explanations. Aspen Publishers, 2008. 488 p.
21. Samuels W. The Legal-Economic Nexus. Fundamental Processes. Taylor & Francis Publ., 2007. 512 p.
22. Mercuro N. (ed.). Law and Economics. Springer Netherlands Publ., 2011. 272 p.
23. Santa Maria A. European Economic Law. Wolters Kluwer Publ., 2019. 610 p.
24. Guo Y. Modern China’s Copyright Law and Practice. Springer Nature Singapore Publ., 2018. 230 p.
25. Tang G. Copyright and the Public Interest in China. Edward Elgar Publishing, 2011. 304 p.
26. Sundara Rajan M. Moral Rights. Principles, Practice and New Technology. Oxford University Press, 2011. 549 p.
27. Yu P. Intellectual Property and Information Wealth. Praeger Publishers, 2007. 175 p.
28. Jandrić P., Luke T., Sturm S., McLaren P., Jackson L., MacKenzie A., Tesar M., Stewart G.T., Roberts P., Abegglen S., Burns T., Sinfield S., Hayes S., Jaldemark J., Peters M.A., Sinclair Ch., Gibbons A. Collective Writing: The Co- ntinuous Struggle for Meaning-Making. Postdigital Science and Education, Published July 15, 2022. DOI: 10.1007/s42438-022-00320-5.
29. Lavoie B., Dempsey L., Malpas C. Reflections on Collective Collections. College & Research Libraries, 2020, vol. 81, no. 6, pp. 981–996. DOI: 10.5860/crl.81.6.981.
30. Mortazavi B., Kesidis G. Cumulative Reputation Systems for Peer-to-Peer Content Distribution, in: CISS 2006, Proceedings of the 2006 IEEE Conference on Information Sciences and Systems, March 22-24, 2006, Princeton University, Princeton, New Jersey, USA, IEEE Publ., 2006, pp. 1546–1552. DOI: 10.1109/CISS.2006.286385.
Рецензия
Для цитирования:
Будник Р.А. Токенизация творчества: мотивация пользователей, консенсуальная ценность и авторское право Китая. Правоприменение. 2023;7(2):135-143. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(2).135-143
For citation:
Budnik R.A. Tokenization of creativity: user motivation, consensual value and Chinese copyright law. Law Enforcement Review. 2023;7(2):135-143. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(2).135-143