ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Представлена первая часть исследования социальной конкуренции как естественного механизма разрешения социальных противоречий, которые возникают и существуют в обществе. Автор считает разрешение социальных противоречий своеобразным правовым режимом реализации собственности как фундаментальной цели существования государства. Согласно авторской методологии нормативного структурализма, присвоение каждому способу организации собственности определенной функции (функции социального развития, функции социального компромисса, функции социального обеспечения) породило соответствующий потенциал для возникновения и существования социальных противоречий, а государство должно направлять энергию указанных противоречий в нормативно-правовое русло и тем самым обеспечивать существование социальной конкуренции.
Исследуются история становления и развития института дипломатических иммунитетов и привилегий, становление дипломатической службы США и проводится анализ нормативно-правовой базы США, применимой к дипломатической службе. Цель исследования – выявление пробелов и коллизий в праве США и обоснование гипотезы о необходимости приведения законодательства США в указанной области в соответствие с нормами международных договоров по дипломатическому и консульскому праву, участниками которых являются США. Выявлены существенные расхождения национально-правовой регламентации дипломатической службы США с нормами международного права, что приводит к массовым нарушениям дипломатических иммунитетов и привилегий со стороны властей США. Сделаны выводы о том, что дипломатический иммунитет является гарантом эффективной деятельности органов внешних сношений на территории государства пребывания, однако на практике часто наблюдаются случаи их нарушения со стороны властей государства пребывания и случаи злоупотребления дипломатическими иммунитетами и привилегиями со стороны их носителей. Наделение особым правовым статусом, личной неприкосновенностью и прочими привилегиями и иммунитетами ни в коем случае не приравнивается к абсолютной безнаказанности сотрудников органов внешних сношений в случае совершения ими противоправных деяний.
Рассматриваются четыре вида самоуправления, существовавшие в Степном генералгубернаторстве в дореволюционный период. Особое внимание уделяется организационно-правовым вопросам, структуре и формам деятельности городского, крестьянского, казачьего и киргизского (казахского) самоуправления, их взаимодействию с местными административно-полицейскими органами, представленными генерал-губернатором, губернаторами областей и уездными начальниками. Деятельность органов местного самоуправления в Степном крае основывалась на концепции самоуправления, в основе которой лежало то, что местное самоуправление должно было действовать в интересах государственной власти. Оно осуществляло свою деятельность на основе законов, предметы его ведения и компетенция также определялись государством.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Рассматривается анализ издержек и выгод в публичном праве – междисциплинарный прием, который пока не получил достаточного распространения в российском конституционном и административном судопроизводстве. Утверждается: анализ издержек и выгод должен использоваться лишь субсидиарно, а не заменять формально-логическую методологию; вряд ли стоит применять этот ресурсоемкий прием в простых делах, когда достаточно догматической методологии; в публичном праве анализ издержек и выгод наиболее эффективен в экономической сфере; применение этой методологии в нематериальных областях должно быть ограничено, иначе не исключена коммодификация личных, политических и социальных прав, т. е. наделение их свойствами товаров.
Исследуется проблема соотношения частного и публичного интереса при автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, т. е. проблема баланса между стремлением государств к репатриации выведенных за рубеж активов и желанием налогоплательщиков сохранить в тайне информацию о своей финансовой деятельности. Посредством анализа регулирования в США выявляются лакуны в законодательстве о бенефициарном собственнике, которые в совокупности с особенностями межправительственных соглашений США, имплементирующих FATCA, могут быть использованы иностранными инвесторами в целях ухода от правил Общего стандарта отчетности. В результате граждане США и иностранные инвесторы при автоматическом обмене информацией о финансовых счетах оказываются в разном правовом положении.
Выявляются причины, оказывающие негативное влияние на развитие института принуждения в финансовом праве, а также осуществляется поиск нового подхода и эффективного правового инструментария, направленного на упорядочение системы мер государственного принуждения, применяемых к субъектам финансовых правоотношений. Исследуются: альтернативное, в обход действующего законодательства, правовое регулирование отношений в сфере применения мер принуждения; параллельные правовые институты юридической ответственности за нарушение финансового законодательства, а также вопросы упорядочения системы имущественных санкций за финансовые правонарушения. Применение общелогических методов исследования, в том числе анализа и синтеза, формально-юридического и сравнительно-правового метода позволили прийти к выводу о необходимости применения обязательственного метода возложения имущественной ответственности, использование которого позволит создать иной механизм наложения экономических санкций, корреспондирующий риск-ориентированному подходу осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Региональные валюты рассматриваются с точки зрения их определения в системе денежного обращения, назначения, опыта правового регулирования обращения региональных валют на отдельных территориях различных государств, исследуются цели и задачи регионального денежного обращения, а также определяется влияние такого обращения на экономику отдельно взятой территории. Выявляются основные отличия региональных валют от общегосударственных (официальных) валют государства, оценивается общая эффективность развития регионального денежного обращения. Анализируется правовая природа региональных валют. Под «регионом» в исследовании понимается не субъект федерации, как в России, а именно географическое понятие, т. е. часть территории отдельного государства, независимо от формы государственного устройства. На основе анализа правоприменительной практики регионального денежного обращения в отдельно взятые периоды, в том числе и в настоящее время в зарубежных странах, делается вывод о том, что в большинстве стран мира правовая природа региональных денег точно законодательно не определена.
Вопросы развития майнинга, криптовалюты, криптоактивов рассматриваются на примере Кыргызской Республики. Актуальность статьи обусловлена существованием пробелов в законодательстве Кыргызской Республики по данным направлениям. Цели статьи – провести анализ сфер майнинга, криптовалюты, криптоактивов и выявить правовые проблемы, а также дать предложения по совершенствованию национального законодательства Кыргызской Республики. Сделан вывод о необходимости правового регулирования отношений в области майнинга, криптовалюты, криптоактивов в Кыргызской Республике для преодоления правовых пробелов, способствующих развитию теневых схем в экономике и препятствующих общей цифровой трансформации.
Финансовое обеспечение публичных закупок за счет бюджетных средств требует создания и функционирования надлежащей системы публичного финансового контроля, что предопределило цель исследования. В ходе исследования подтверждены гипотезы: о наличии особого вида финансового контроля – публичного финансового контроля в сфере закупок; о трансформации методов публичного финансового контроля сферы закупок с привычных традиционных на мониторинг, который формирует новую модель финансового контроля – цифровой финансовый контроллинг публичных закупок. Представлены авторские определения публичного финансового контроля в сфере закупок и цифрового финансового контроллинга публичных закупок. Новизна исследования заключается в структурировании финансового контроля как фактора эффективного управления публичными закупками в России. Особо отмечен приоритетный метод – финансовый контроллинг публичных закупок, позволяющий при помощи риск-ориентированного подхода минимизировать роль «человеческого фактора» в сфере публичных закупок, а также сократить затраты на организацию контрольных мероприятий и содержание значительного штата органов финансового контроля.
Исследуются актуальные проблемы российского законодательства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе вопросы теории и практики правового регулирования государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций биологического характера, актуальные аспекты стратегического планирования в сфере обеспечения эпидемиологической безопасности регионов. На основе анализа практики применения актов международного права, регламентирующих вопросы предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, выводов и рекомендаций ВОЗ, ООН и других международных организаций, формулируются предложения по совершенствованию национального законодательства в области обеспечения биологической безопасности населения в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
По итогам исследования современного состояния законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обосновываются основные направления его совершенствования и перспективы дальнейшего развития, представлена позиция авторов о систематизации и возможной кодификации отраслевого законодательства.
Рассматривается специфика категории «предотвращение» в сравнении со смежными категориями. Предлагается характеристика категории «система предотвращения инфекционных заболеваний». Рассматривается место предотвращения инфекционных заболеваний как специфической деятельности в рамках гарантий конституционных прав на охрану здоровья, медицинскую помощь и мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
Искусственный интеллект рассмотрен как междисциплинарное юридико-психологическое явление. Обоснована особая потребность усиления психологической составляющей в юридических исследованиях искусственного интеллекта и внедрения его в практику правоприменения, и правосудия в частности. На основе сопоставления действующего законодательства, практики его применения, иных эмпирических данных выделены внутренние и внешние юридико-психологические факторы правового регулирования и применения искусственного интеллекта в юриспруденции и судопроизводстве. Предпринятый анализ легальных и доктринальных определений искусственного интеллекта в юриспруденции показал, что определяющая и неотъемлемая их часть – терминология и отношения, являющиеся следствием психологических практик и предметом изучения психологической науки (внутренние факторы). Непременным условием внедрения в правосудие слабого искусственного интеллекта и его элементов является доверие со стороны спорящих сторон и суда, обеспечиваемое реальной возможностью верификации совершаемых им действий и принимаемых решений психологически допустимыми для человека и юридически оформленными методами (внешние факторы). Правоприменение искусственного интеллекта должно соответствовать принципам, закрепленным в Европейской этической хартии о применении искусственного интеллекта в судебных системах, положения которой следует имплементировать в отечественное законодательство, предварительно переработав в соответствии с национальной правовой традицией.
Исследуются различные авторские подходы к содержанию дефиниции «беспомощность потерпевшего» как уголовно-правовой категории. Соотносятся понятия «бессознательное состояние» и «беспомощное состояние потерпевшего», с изложением аргументов сторонников и противников расширительного толкования термина «беспомощность». Отдельно рассматриваются критерии беспомощности: физическое и психическое состояние. Излагается позиция Верховного Суда РФ по перечисленным вопросам. Делается вывод, что для разрешения существующих разногласий необходимо выработать единой подход, основанный на определении основания усиления степени общественной опасности преступного деяния, совершенного в отношении беспомощного потерпевшего.
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Представлен юридико-экономический анализ феномена невзаимозаменяемых токенов. Априорная доступность части токенизируемых произведений деактивирует возможность их монетизации традиционными способами, основанными на копирайте. Выдвинута гипотеза, что собственники токенов применяют альтернативные методы коммерциализации, которые не связаны с ограничением доступа к произведению. Обосновано, что результаты интеллектуальной деятельности в постэкономическом обществе занимают место нового эталона ценности. Консенсуальная ценность, заключенная в токенизированных произведениях, выступает мотиватором приобретателей токенов, который компенсирует выпадающие источники дохода. Вопрос о юридико-экономических основаниях, рационализирующих поведение покупателей прав на токенизированные произведения, решен с помощью концепции личного права собственника невзаимозаменяемого токена.
Рассматривается явление невзаимозаменяемых токенов (NFT). Отмечается отсутствие в юридической науке комплексных исследований, посвященных данному вопросу.
Обосновывается ценность NFT через категории «соперничество» и «дефицитность». Описывается процесс создания NFT – «минт», т. е. токенизации цифрового объекта. Исследуется правовой статус NFT, делается вывод о том, что токен не равнозначен цифровому объекту, а скорее выступает в качестве хранителя информации о данном объекте. Учитывая, во-первых, самостоятельный характер NFT, не являющегося лишь цифровой копией первоначального произведения, во-вторых, обширную сферу утилитарного применения и, в-третьих, самостоятельную коммерческую ценность, указывается, что в перспективе развития законодательства и судебной практики NFT должен расцениваться как самостоятельный цифровой актив, права на который подлежат правовой защите, российское же законодательство в настоящее время не содержит подходящей под NFT правовой конструкции. Выделяются проблемы использования NFT, среди которых «токенизация» чужих произведений, вмешательство в работу торговых площадок с помощью технических уязвимостей, а также мошенничество. Поскольку NFT может подтверждать не только право владения, но и репрезентовать любое субъективное право, предполагается, что данная технология может использоваться для ведения децентрализованных блокчейн реестров недвижимости, акций, участников общества, голосования на выборах, а также для удостоверения личности, одновременно обеспечивая защиту персональных данных.
Анализируется становление и развитие учения о дифференциации в трудовом праве. На примере практики применения норм об особенностях правового регулирования труда лиц, работающих по совместительству, показано, как ошибочное понимание основания дифференциации правового регулирования их труда приводит к нарушению трудовых прав указанных лиц. В этой связи предлагается уточнить критерии, по которым основания дифференциации разделяются на объективные и субъектные.
ISSN 2658-4050 (Online)