ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ 
Проводится комплексный общетеоретический анализ юридической аномии в правовой системе современного российского общества. Дается краткая характеристика теоретико-методологических основ исследования социальных отклонений, социальной аномии и ее специфической разновидности – аномии юридической. Для наиболее полного анализа юридической аномии предлагается использовать не только системный (в рамках категории «правовая система»), но и комплексный (в рамках категории «социально-правовая жизнь») подходы, а также ряд иных методов (в частности, исторический, структурно-функциональный, статистический и др.). Делается вывод о необходимости исследования аномии, что обеспечит: во-первых, ее более полное познание и прогнозирование последствий, во-вторых, выработку действенных профилактических мер и, в-третьих, усиление противодействия ей.
Рассматривается проблема воплощения в жизнь идеи социального государства с точки зрения государственно-правового монизма и плюрализма на уровне человечества, т. е. возможности возникновения общепризнанной модели такого государства или же неизбежности сосуществования различных таких моделей, обусловленных национальными, экономическими, культурными факторами, действующими в конкретных странах.
Приведены тезисы, положенные в основу концепции социального государства Л. фон Штейном, показано дальнейшее ее развитие. Выявлены основные подходы к конституциализации и типологии социального государства. Сделан вывод, что идея социального государства может быть сведена к определенному единству, тогда как способы ее реализации неизбежно множественны.
На основе философских, исторических, политических и правовых подходов рассматривается содержание предела и определяется его роль в публичном праве. Отдельное внимание уделяется вопросам теории публичного и частного права, исследуются аспекты баланса частных и публичных интересов, а также границ, определяющих эти интересы. Уделяется внимание правовым принципам и правовым режимам. В историческом контексте анализируется соотношение предельных объемов прав государства и общества по отношению друг к другу. На первый план выходит вопрос правовых пределов в отдельных видах финансовых отношений. Сформулирован вывод о неустойчивости правовых пределов в публичном праве и роли политических идеологий, меняющих правовые традиции общества. Обоснована потребность общества в стабильности и уверенности в своем государстве, гарантиях законности и четких правовых границах, объективно выстраиваемых на справедливых началах.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 
Рассматривается концепция развития механизма репутационной ответственности организаций, наделенных правами, предусмотренными п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Предлагаются конкретные инструменты для реализации механизма репутационной ответственности организаций, наделенных правом самостоятельного присуждения ученых степеней. Обосновывается, что в рамках новой модели научной аттестации развитие института репутационной ответственности указанных организаций является залогом обеспечения качества воспроизводимых научных кадров.
Исследовано становление и развитие высших органов государственной власти народных республик Донбасса (ДНР, ЛНР) как непризнанных государств со времени их самопровозглашения до принятия в состав Российской Федерации. Раскрыты основные аспекты организации и деятельности высших органов государственной власти ДНР и ЛНР. Проведен сравнительный анализ отдельных элементов конституционно-правового статуса главы государства, парламента, правительства и судебной системы в Российской Федерации и республиках Донбасса. Выявлены и охарактеризованы этапы и специфические черты формирования высших органов государственной власти ДНР и ЛНР в указанный период: формирование в сжатые исторические сроки в условиях военного конфликта; практически тождественные системы высших органов государственной власти ДНР и ЛНР; ключевая роль и обширный круг полномочий глав республик во внутренних и внешних делах; преимущественная ориентация на российский опыт государственного строительства.
Характеристика современных подходов к пониманию единой системы публичной власти в нашей стране с точки зрения ее содержательной и уровневой составляющей не позволяет вести речь об однообразии взглядов, позиций и понимания данной правовой конструкции как на уровне доктринальных исследований, так и на уровне правотворчества. Проблема усугубляется и тем фактом, что федеральный законодатель, развивая нормативные основы единой системы публичной власти на уровне отдельных федеральных законов, существенным образом расширяет конституционно установленные границы этой системы, во многом не учитывая уже ранее высказанные правовые позиции Конституционного Суда РФ о конституционно-правовой сущности публичной власти. В рамках настоящего исследования предпринята попытка аргументировать необходимость установить соотношения конституционных принципов «единой системы государственной власти» и «единой системы публичной власти» с позиции философских категорий целого и части, что способствует пониманию системы органов публичной власти в субъекте Российской Федерации как составляющей единственно существующей системы государственной власти в Российской Федерации, которая, в свою очередь, является частью создаваемой в России наряду с органами местного самоуправления единой системы публичной власти.
Исследуются нормы действующего административного законодательства, на основании которых в перспективе возможно совершенствование организационно-правовых форм деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Предметом анализа избран дисбаланс в правовом регулировании их административно-правового статуса, вследствие которого управленческая деятельность становится нетранспарентной. Обосновано, что модернизация деятельности органов публичной власти требует формирования унифицированной структуры территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, определенной законом, а не подзаконными актами. Приводятся рекомендации по оптимизации структуры вертикали исполнительной власти, адекватные современной социально-экономической ситуации.
Проанализированы характеристики экспериментального правового режима в России на современном этапе и особенности административно-правового регулирования экспериментального правового режима по ограничению выбросов парниковых газов в Сахалинской области, включающего квотирование выбросов парниковых газов и плату за превышение квот. Сделаны выводы об отсутствии универсального подхода к формированию экспериментальных правовых норм в России, что ограничивает эффективность эксперимента как важного метода правотворчества, и о том, что отличительной особенностью правовой конструкции экспериментального регулирования выбросов парниковых газов является сочетание норм административного и гражданского права. Предложены показатели оценки результата эксперимента, которые пока отсутствуют. Методологическую основу исследования составил общенаучный и экспериментальный метод с элементами исторического метода.
Рассматриваются актуальные проблемы налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов. Исследуются не только положения законодательства, но и правоприменительная практика с целью выявления наиболее проблемных аспектов функционирования преференциального налогового режима. Предлагаются варианты решения некоторых вопросов правового регулирования специальных инвестиционных контрактов и налогообложения их участников.
Раскрыто авторское представление о существе такого явления, как tax treaty override, и обозначены дискуссионные аспекты, связанные с ним. Tax treaty override – действие (в ряде случаев – бездействие) по расширению налогообложения за пределы (юрисдикционные ограничения), определенные в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которое реализуется, главным образом, посредством целенаправленного изменения внутреннего законодательства. Изменение (расширение) налоговой юрисдикции, влияющее, в том числе, на содержание прав налоговых резидентов одного или обоих договаривающихся государств, – ядро tax treaty override. Главными целями регуляторного воздействия являются: юрисдикционные возможности государств (дистрибутивные правила) и налоговые льготы для резидентов (лиц для целей соглашений об избежании двойного налогообложения).
Раскрываются принципы градостроительного зонирования через анализ материалов судебной практики. По мнению авторов, именно судебная практика выступает сегодня значимой методологической базой в указанной сфере. Классификация принципов дана по основанию уровня их действия (общеправовые принципы, принципы отраслевого законодательства, специальные принципы), а их содержание раскрыто по результатам исследования судебных актов различных инстанций. Подтверждена гипотеза о значительном влиянии судебной практики на правоприменительную и правотворческую деятельность органов местного самоуправления, что подтверждается теми политиками и решениями, которые транслируются в настоящее время в правилах землепользования и застройки разных городов Российской Федерации.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ 
Рассматривается один из аспектов выполнения сторонами обязанностей по доказыванию: обязанность истца сопроводить свое исковое заявление доказательствами, подтверждающими обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Если исковое заявление подано в суд без соблюдения данных требований, суд выносит определение об оставлении заявления без движения, в котором указывает конкретные недостатки заявления и срок, в течение которого истец должен их устранить. Обжалование данного определения в настоящее время не предусмотрено. Если указанные в определении недостатки не будут устранены в установленный срок, то суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы. Однако «недостатком» поданного заявления может быть отсутствие доказательства, получить которое самостоятельно заявитель не может. Воспользоваться помощью суда в истребовании доказательств он сможет только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, т. е. после принятия заявления к производству. Таким образом, заявитель попадает в ловушку, и подобная ситуация обозначает две проблемы: проблему доступа к суду и проблему нарушения принципа состязательности.
Анализируются правовые механизмы, применение которых связано с вынесением судебных актов в рамках гражданского и арбитражного процесса на основании изменения фактических обстоятельств дела. Случаи применения данных механизмов классифицированы по процессуальному порядку рассмотрения судом изменения обстоятельств и его закрепления в судебных актах, а также по виду судебного акта, фиксирующего такие изменения. Делается вывод о некорректности применения термина «новые обстоятельства» применительно к отдельным основаниям пере-смотра судебных актов, в связи с чем предлагается внести изменения в нормы процессуального законодательства.
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ 
Социально-трудовые отношения невозможно представить без развитого социального партнерства. В связи с этим должен подниматься вопрос о новом статусе профессиональных союзов в России. Обосновывается данный вывод тем, что свободные и независимые профсоюзы являются гарантами социальной справедливости и безопасности. Следовательно, использование рыночного механизма населением зависит от того, удается ли регулировать рынок труда в рамках закона и политики. Более того, рынок труда заметно улучшает статус наемных работников по отношению к работодателям только при сильных профсоюзах. Процесс радикальной переориентации общественной жизни в стране затронул практически все сферы экономики. Научно-технический прогресс требует от работодателей нововведений в средствах производства, технологиях, организации труда. В этой связи государство должно способствовать дальнейшей гармонизации социально-трудовых отношений путем эффективной защиты трудовых прав работников.
Будучи участниками Договора по космосу 1967 г., Россия и США проводят состязательную политику по совершенствованию режима, созданного указанным договором. Международно-правовая политика США нацелена на «уточнение» этого режима посредством сепаратных соглашений «Артемида». В статье исследуется, как оптимальнее для России реагировать на это в контексте договорных положений о мирном использовании космоса и о неприсвоении природных ресурсов небесных тел.
Определение состава источников международного семейного права недостаточно устоялось в российском законодательстве и юридической доктрине, нередко ошибочно трактуется в правоприменении. Предметом настоящего исследования выступают юридические формы выражения норм международного частного права с целью определения состава источников, призванных служить основой разрешения трансграничных семейных споров. Методология исследования представлена логическими приемами анализа и синтеза, а также частно-научными методами – формально-юридическим, сравнительного правоведения.
Делается вывод, что расширительный подход к источникам международного семейного права, предложенный доктриной и Верховным Судом РФ, не находит полного подтверждения в практике разрешения российскими судами семейных споров, осложненных иностранным элементом.
ISSN 2658-4050 (Online)