Конституционный статус федеральных территорий в России: теоретические основы законодательного регулирования
https://doi.org/10.52468/2542-1514.2021.5(1).124-140
Аннотация
Исходя из буквального содержания конституционной нормы и заключения Конституционного Суда РФ, определяются конституционные характеристики федеральных территорий. Предлагается рассматривать статус федеральных территорий исходя из элементов статуса субъекта Российской Федерации: территории, населения, предметов ведения, организации государственной власти, имущества и бюджета, системы налогов и сборов, наименования и символов, участия населения в управлении делами государства. Предлагается их деление на два вида: населенные и ненаселенные. Отмечается, что новая редакция ч. 1 ст. 67 Конституции РФ не раскрывает содержание федеральных территорий, в связи с чем определяющее значение для определения их правового статуса будут иметь цели создания федеральных территорий и положения соответствующего федерального закона.
Об авторах
Н. В. ВасильеваРоссия
Васильева Наталья Викторовна – доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского и финансового права
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11
SPIN-код РИНЦ: 3563-1619
С. В. Праскова
Россия
Праскова Светлана Васильевна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и финансового права
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11
ResearcherID: AAC-8601-2020
SPIN-код РИНЦ: 5498-3194
Ю. В. Пятковская
Россия
Пятковская Юлия Валерьевна – доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и финансового права
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11
SPIN-код РИНЦ: 6542-4326
Список литературы
1. Fomin M.V. Project federal territories as an object of the spatial development of Siberia and the far east of Russia / M.V. Fomin, S.V. Ryazantsev, V.A. Bezverbny, N.Y. Mikryukov, A.A. Ter-Akopov // Amazonia Investiga. – 2019. – Vol. 8. – № 19. – С. 107–119.
2. Havlík V. Europeanization as the Reterritorialization of the State: Towards Conceptual Clarification / V. Havlík // Journal of Common Market Studies. – 2020. – Vol. 58, iss. 5. – P. 1288–1306.
3. Henriques M.H. Promoting sustainability in a low density territory through geoheritage: Casa da Pedra casestudy (Araripe Geopark, NE Brazil) / M.H. Henriques, A.R.S.F. Castro, Y.R. Félix, I.S. Carvalho // Resources Policy. – 2020. – Vol. 67. – DOI: 10.1016/j.resourpol.2020.101684.
4. Праскова С.В. Российская модель территориальной организации: к вопросу о наличии федеральных территориальных единиц / С.В. Праскова // Академический юридический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13–25.
5. Некрасов С.И. Экстерриториальная компетенция в территориальной организации публичной власти / С.И. Некрасов // Lex russica. – 2017. – № 1. – С. 140–152.
6. Джагарян А.А. Исправленному верить? Субъективные заметки в связи с Заключением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-ФКЗ / А.А. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 8. – С. 9–17.
7. Ирхин И.В. Федеральные территории и федеральные округа: смешение конституционно-правовых моделей / И.В. Ирхин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 6. – С. 30–37.
8. Праскова С.В. О федеральных территориальных единицах / С.В. Праскова // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 12. – С. 1543–1551.
9. Праскова С.В. Конституционное регулирование состава территории государства: сравнительно-правовое исследование / С.В. Праскова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2011. – № 6. – С. 29–35.
10. Майборода В.А. Градостроительное регулирование развития федеральной территории / В.А. Майборода // Теоретическая и прикладная юриспруденция. – 2020. – № 4. – С. 55–59.
11. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Бархатова. – М. : Проспект, 2020. – 256 с.
12. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. – М. : Норма, ИНФРАМ, 2020. – 240 с.
13. Мархгейм М.В. Конституционные модели федеральных территорий: зарубежный опыт для российских перспектив / М.В. Мархгейм // Социально-политические науки. – 2020. – Т.10. – № 3. – С. 56–61.
14. Гриценко Е.В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. – 2020. – № 4. – С. 80–97.
15. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: механизмы встраивания местного самоуправления в систему государственной власти / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 8. – С. 24–30.
16. Шугрина Е.С. Проектируем будущее: что должно быть в основах государственной политики в сфере местного самоуправления / Е.С. Шугрина // Местное право. – 2020. – № 3. – С. 3–16.
17. Zamyatina N. The sandwich of Russian space: How different spaces differentiate themes in regional science / N. Zamyatina, R. Goncharov, A. Poturaeva, A. Pelyasov // Regional science policy and practice. – Vol. 12. – № 4. – С. 559–577. – DOI: 10.1111/rsp3.12272.
18. Палкин И.И. Обоснование статуса Арктики, как территории прямого федерального подчинения / И.И. Палкин, Т.М. Редькина, В.Я. Окрушко // Инновационная кластеризация науки и практики в условиях цифровизации. Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. – СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 133–135.
19. Добрыдень Е.А. Проблематика федеральных территорий в поправках к Конституции РФ / Е.А. Добрыдень // Актуальные исследования. – 2020. – № 11 (14). – С. 109–111.
20. Лексин И.В. О проблемах установления и корректировки границ субъектов Российской Федерации / И.В. Лексин // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2013. – Т. 6, № 6. – С. 40–54.
21. Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения / А.Н. Чертков // Журнал российского права. – 2009. – № 12 (156). – С. 22–31.
22. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения : монография / Н.А. Поветкина ; под ред. И.И. Кучерова. – М. : ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. – 344 с.
23. Бочкарева Е.А. Сбалансированная бюджетная система: финансово-правовое исследование / Е.А. Бочкарева. – Краснодар : Перспективы образования, 2013. – 320 с.
24. Tsindeliani I. Goal setting in the mechanism of public-legal regulation of finance / Tsindeliani I. et al. // Opcion. – 2019. – Vol. 35, № 24 Special Edition. – P. 247–259.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева Н.В., Праскова С.В., Пятковская Ю.В. Конституционный статус федеральных территорий в России: теоретические основы законодательного регулирования. Правоприменение. 2021;5(1):124-140. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2021.5(1).124-140
For citation:
Vasilieva N.V., Praskova S.V., Pyatkovskaya Yu.V. Constitutional status of federal territories in Russia: theoretical foundations of legislative regulation. Law Enforcement Review. 2021;5(1):124-140. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2021.5(1).124-140