ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ 
Актуальность статьи обусловлена существованием пробела в исследовании собственности и государства как единого системного отношения. Цель статьи – показать на примере постсоветского правоприменения, что каждый способ организации собственности – частный, смешанный (корпоративный), общий (коллективный) – потенциально стимулирует существование определенной структуры государства. Используется авторская методология исследования государства – нормативный структурализм. Обосновывается теоретическая концепция авторского исследования собственности как основной системообразующей цели существования государства, которая позволяет расширить спектр инструментальных средств изучения российской государственности.
Цель статьи состоит в установлении обстоятельств появления традиции чиншевого землепользования в отдельных регионах российского государства, описании процессов имплементации чинша в систему права и анализе влияния института на государствообразующие процессы в России. Установлено, что институт чинша (лат. сensus, нем. zins, пол. czynsz) сформировался на основе рецепции римского и византийского права в феодальном праве ряда европейских государств. В польско-литовские земли чинш приходит как элемент немецкого права. Дано описание социально-политических процессов на территориях, присоединенных Россией от Речи Посполитой, где чиншевое право было сохранено в середине XVII – первой половине XIХ в. в качестве местного гражданского права в рамках системы Литовского Статута, после отмены которого чинш сохранился в качестве регионального правового обычая. Проведен анализ законодательной и правоприменительной практики по вопросу чиншевого земельного держания на окраинах российского государства. Отмечена неэффективность государственной политики по искоренению чинша. Сделан вывод о том, что Российское государство, сохранив на западных землях, присоединенных от Литвы и Польши, прежнюю систему гражданского права (Литовского Статута), создало основу для формирования у части населения иной системы правосознания, тем самым закрепив дихотомию Империи и Западных губерний.
В статье на основании дореволюционного законодательства рассматривается реформа местного управления в Сибири, осуществленная выдающимся российским государственным деятелем и реформатором М.М. Сперанским в первой четверти XIX в. В качестве теоретической основы статьи выступили объективность, историзм и альтернативность, которые предполагают непредвзятый подход при осуществлении анализа исследуемых проблем и критическое отношение к изучаемым источникам. Автор приходит к выводу, что «Учреждение для управления сибирских губерний и областей» 1822 г. стало для М.М. Сперанского и его сотрудников первым практическим опытом подготовки свода законов, который опередил впоследствии проведенную под его руководством общеимперскую кодификацию и инкорпорацию законодательства. «Учреждение» 1822 г. стало, кроме того, первой в истории страны систематизацией регионального законодательства. Реформа Сперанского в Сибири 1822 г. определила основы административно-территориального устройства зауральского региона страны, которые соответствовали потребностям времени. Особое внимание в статье уделено структуре, природе и организационным и правовым вопросам деятельности местного управления в Сибири.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 
Неограниченность международного права только межгосударственными отношениями в результате глобальных процессов требует разработки новых научных подходов к осмыслению процессов вторжения международного права в правовые системы государств, воздействия норм международного права и международных институтов на национальный правопорядок, что и стало целью данной статьи. Опираясь на результаты, в том числе, проводимой в нашей стране конституционной реформы 2020 г., авторами сформулирован ряд выводов, которые охватывают: обоснование трансформации основополагающего принципа международного права – договоры должны соблюдаться – в практически императив – национальное законодательство должно изменяться; определение разнообразия форм вторжения международного права в национальные правовые системы, связанных с признанием юрисдикции международных судебных органов, экстерриториального действия зарубежного права, наднационального характера права интеграционных образований, с невозможностью отдельных государств противодействовать экспоненциальной коррупции исключительно национальными институтами власти. Доказывается значение наличия у каждого государства права самостоятельно определять пределы вторжения международного права в их национальную правовую систему: содержание имплементационного законодательства; полноты исполнения решений и выполнения рекомендаций международных органов и судов; признания экстерриториального действия зарубежного права и выбора форм его исполнения.
В статье исследуются основные подходы к регулированию цифровых валют. Цифровые валюты – многоаспектный феномен, который появился в последнее десятилетие и вызвал продолжающиеся дискуссии о методах правового регулирования цифровых валют. В статье изучается сам феномен цифровой валюты, оцениваются обстоятельства, которые вызвали массовый интерес и увлечение криптовалютами. Представлен анализ актуального позитивно-правового материала, в частности подход к регулированию цифровой валюты, содержащийся в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отмечены основные отличия цифровых валют от такого правового явления, как цифровые права (включая утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы). Делается вывод о том, что интерес к цифровым валютам может понизиться, если, во-первых, услуги, предоставляемые платежными системами, будут более эффективными, надежными, доступными и дешевыми для потребителя, а во-вторых, при реализация проекта цифровой валюты центрального банка, применительно к России – цифрового рубля.
В статье рассматриваются элементы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в контексте принципа прямых и обратных связей. В 2020 г. принципиально новое развитие получила идея введения в России прогрессивной шкалы налогообложения. Также в сравнении рассматриваются проблемы пропорционального и прогрессивного налогообложения в контексте принципа прямых и обратных связей. В контексте исследования практики применения прогрессивного налогообложения исследован опыт зарубежных стран. Авторы приходят к выводу о том, что установление классической прогрессивной системы в Российской Федерации будет побуждать к изменению модели поведения как лиц, которые имеют возможность увеличения своего дохода, но не намерены этого делать вследствие снижения номинального прироста оплаты труда, так и лиц, которые ранее декларировали доходы в полном объеме, но при изменении модели налогообложения будут применять схемы уклонения от уплаты НДФЛ. По итогам исследования сделан вывод о том, что установление классической прогрессивной системы в Российской Федерации будет побуждать к изменению модели поведения как лиц, которые имеют возможность увеличения своего дохода, но не намерены этого делать вследствие снижения номинального прироста оплаты труда, так и лиц, которые ранее декларировали доходы в полном объеме, но при изменении модели налогообложения будут применять схемы уклонения от уплаты НДФЛ. Кроме того, результаты сравнительного анализа опыта государств – членов ЕС показывают неэффективность прогрессивной шкалы подоходного налогообложения как инструмента борьбы с социальным неравенством. Предлагается при реформировании российского режима налогообложения физических лиц применять лишь элементы прогрессивного налогообложения, а именно установить необлагаемый минимум в размере МРОТ, который обеспечит справедливость налогообложения для налогоплательщиков с уровнем доходов ниже среднего.
В статье анализируются нормы национального законодательства государств – членов ЕАЭС, которые могут создавать барьеры для доступа на единый рынок услуг в области научно-исследовательских работ (НИР) в виде требований к государственной регистрации (аккредитации, лицензировании и т. п.) участника НИР, в том числе для целей льготного налогообложения, а также возможные способы преодоления данных препятствий. В качестве примера скрытого барьера рассматриваются требования к регистрации НИОКР, выступающие как условие для получения налоговых льгот по НДС. Делается вывод о том, что подобные скрытые барьеры могут быть преодолены путем прямого применения Договора о ЕАЭС, в частности положений, определяющих правила единого рынка услуг (п. 38 Приложения № 16 к договору), а также посредством уточнения положений национального законодательства государств – членов ЕАЭС в контексте распространения национального режима на субъектов НИР, инкорпорированных в других государствах – членах ЕАЭС.
В статье обозначен ряд проблем деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и обозначены пути их решения. Отмечается неэффективность внешнего муниципального финансового контроля и бесперспективность попыток решать проблемы в этой сфере только за счет передачи полномочий по его осуществлению на вышестоящий уровень. Отмечается, что поправки к ст. 131–133 Конституции РФ в части уточнения полномочий местного самоуправления и включения его в состав органов публичной власти могут быть использованы для совершенствования системы внешнего муниципального финансового контроля. Делается вывод о том, что муниципальный контрольно-счетный орган должен сохранить за собой полномочия по осуществлению контроля без передачи их на уровень субъекта Российской Федерации. Однако в то же время роль такого органа должна быть усилена за счет повышения его статуса (закрепления на федеральном уровне критериев численности работников контрольно-счетного органа, гарантий финансовой поддержки).
В статье анализируется принцип пропорциональности (соразмерности), применяемый зарубежными конституционными судами и Европейским судом по правам человека при рассмотрении дел, связанных с досрочным прекращении полномочий выборных должностных лиц. Делая вывод о несоответствии демократическим стандартам российского законодательства и судебной практики в данной сфере, авторы формулируют предложения по их совершенствованию.
Исходя из буквального содержания конституционной нормы и заключения Конституционного Суда РФ, определяются конституционные характеристики федеральных территорий. Предлагается рассматривать статус федеральных территорий исходя из элементов статуса субъекта Российской Федерации: территории, населения, предметов ведения, организации государственной власти, имущества и бюджета, системы налогов и сборов, наименования и символов, участия населения в управлении делами государства. Предлагается их деление на два вида: населенные и ненаселенные. Отмечается, что новая редакция ч. 1 ст. 67 Конституции РФ не раскрывает содержание федеральных территорий, в связи с чем определяющее значение для определения их правового статуса будут иметь цели создания федеральных территорий и положения соответствующего федерального закона.
Статья посвящена юридическому анализу состоявшихся в 2020 г. отставок губернаторов ряда субъектов Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ. Особое внимание уделено основаниям для утраты доверия. Предложены варианты совершенствования механизмов применения мер конституционно-правового принуждения в вопросах отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также гарантий защиты избирательных прав граждан.
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ 
Рассматриваются концептуальное содержание категории «энтропия собственности», ее генезис от «функциональной» собственности к собственности «абсолютной» в западной и российской доктрине, влияние на формирование современной конструкции права собственности и других вещных прав, их типизацию. Анализируются теоретические тенденции к выработке подходов к обеспечению защиты вещных прав; попытки рецепции в российском правопорядке англосаксонской модели «траста»; проблемы «воссоединения» «расщепленной» собственности в правопорядках европейских стран, а также России – в контексте современного реформирования института вещных прав.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ 
Статья представляет собой комплексное обоснование необходимости пересмотра положений уголовного закона об ответственности за неоконченное преступление. Отмечается, что действия, квалифицируемые в настоящее время как приготовление к преступлению, в действительности не содержат в себе признаков состава преступления, а сводятся лишь к намерению совершить его в будущем. В этой связи декриминализация приготовительных действий может обеспечить приведение в соответствие содержание института неоконченного преступления основным принципам уголовного права, а также будет способствовать повышению эффективности и результативности процесса гуманизации уголовного законодательства как направлению современной российской уголовной политики.
Раскрываются ключевые аспекты применения риск-ориентированного подхода к робототехнике, в частности предлагается ориентироваться на основные положения криминальной рискологии при оценке посягательств с участием роботов. Обозначены ключевые риски и вызовы при использовании роботов. Дана авторская классификация рисков по тяжести последствий при причинении вреда и по вероятности причинения вреда роботами; приведена матрица степени причинения вреда роботами по категории рисков. На основе риск-ориентированного подхода приведена и обоснована криминологическая классификация роботов, а также выявлен причинный комплекс, который может привести к возникновению рисков.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 
Статья посвящена анализу эффективности административного наказания, применяемого в отношении лиц с девиантным поведением аморальной направленности, и выработке предложений по повышению эффективности применения административного наказания с пенологической точки зрения. Предлагаются пенологические условия повышения эффективности нормотворческой и правоприменительной практики, указывается на необходимость обеспечения взаимодействия и сплочения юриспруденции, социологии права и юридической психологии, методов убеждения и принуждения в разработке и применении административно-санкционных мер, что обеспечивает максимальную гибкость конечного решения, возможность учета в нем правовых, социальных, психологических, экономических и других нюансов рассматриваемого дела в целях оказания максимального воздействия на сознание и поведение человека для его последующего исправления и перевоспитания, формирования у него стойкой привычки правомерного поведения. Также автором предлагается предусмотреть в гл. 19 КоАП РФ административную ответственность за неисполнение требований предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
ISSN 2658-4050 (Online)