Правовые аспекты способов монетизации прав в индустрии компьютерных игр
https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(1).83-92
Аннотация
Предпринимается попытка юридического анализа нескольких форм монетизации прав на компьютерные игры. Ключевыми объектами исследования выступают донаты, лутбоксы и средства от краудинвестирования. Дается юридическая квалификация данным формам монетизации, которые, несмотря на неоднозначное их толкование с точки зрения гражданского законодательства, требуют более глубокого правового исследования.
Об авторах
Н. Ю. АндреевРоссия
Андреев Николай Юрьевич – кандидат юридических наук, руководитель Центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета.
119049, Москва, Мароновский пер., 26
AuthorID: 703380
В. В. Архипов
Россия
Архипов Владислав Владимирович – доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права.
199106, Санкт-Петербург, 22-я Линия В.О., 7
ResearcherID: I-7148-2013; Scopus AuthorID: 57191837637
А. А. Васильев
Россия
Васильев Антон Александрович – доктор юридических наук, доцент, директор юридического института.
656049, Барнаул, пр. Социалистический, 68
ResearcherID: N-8386-2016; Scopus AuthorID: 57210645825
Ю. В. Печатнова
Россия
Печатнова Юлия Вадимовна – аспирант юридического института.
656049, Барнаул, пр. Социалистический, 68
ResearcherID: AAD-7961-2021
Список литературы
1. Очеретяный К. А. Эпистемологические функции компьютерных игр / К. А. Очеретяный, Д. А. Колесникова // Вестник Пермского государственного технического университета. Культура. История. Философия. Право. – 2018. – № 2. – С. 27–38. – DOI: 10.15593/perm.kipf/2018.2.02.
2. Архипов В. В. Виртуальная собственность: системные правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр / В. В. Архипов // Закон. – 2014. – № 9. – С. 69–90.
3. Архипов В. В. Интернет-право : учеб.-практикум / В. В. Архипов. – М. : Юрайт, 2016. – 288 с.
4. Галкин Д. В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования / Д. В. Галкин // Гуманитарная информатика. – 2007. – Вып. 3. – С. 54–72.
5. Bogost I. Gry informacyjne: dziennikarstwo epoki cyfrowej / I. Bogost, S. Ferrari, B. Schweizer. – Kraków : Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2012. – 240 p.
6. Ленкевич А. С. Компьютерные игры: стратегии понимания / А. С. Ленкевич // Медиафилософия XIII. Универсум цифрового разума: новые территории смысла / под ред. В. В. Савчука. – СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2017. – С. 126–135.
7. Войскунский А. Е. К психологии компьютерной игры / А. Е. Войскунский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2015. – Т. 12, № 1. – С. 5–12. – (На англ. яз.).
8. Азизов Р. Ф. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и историко-правовое исследование : дис. … д-ра юрид. наук / Р. Ф. Азизов. – СПб., 2016. – 331 с.
9. Медиафилософия ХII. Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр / под ред. В. В. Савчука. – СПб. : Фонд развития конфликтологии, 2016. – 498 с.
10. Буглак С. С. Образ Другого в компьютерных играх / С. С. Буглак, А. Р. Латыпова, А. С. Ленкевич, К. А. Очеретяный, М. М. Скоморох // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2017. – Т. 33, вып. 2. – С. 242–253. – DOI: 10.21638/11701/spbu17.2017.212.
11. Скоморох М. М. Компьютерные игры и утопия интерактивности: на что способны геймеры / М. М. Скоморох // Международный журнал исследований культуры. – 2014. – № 2 (15). – С. 53–60.
12. Lastowka G. Virtual Justice: The New Laws of Online Worlds / G. Lastowka. – New Haven : Yale University Press, 2011. – 240 p.
13. Raessens J. Playful Identities, or the Ludification of Culture / J. Raessens // Games and Culture. – 2006. – Vol. 1, iss. 1. – P. 52–57.
14. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга ; пер. с гол. Д. В. Сильвестрова. – М. : Прогресс-Традиция, 1997. – 416 с.
15. Manovich L. The language of New Media / L. Manovich. – Cambridge : MIT Press, 2001. – 307 р.
16. Рожкова М. А. Имущественные права на новые нематериальные объекты в системе абсолютных прав / М. А. Рожкова // Право цифровой экономики – 2020 : ежегодник-антология / науч. ред.: М. А. Рожкова. – М. : Статут, 2020. – С. 5–78.
17. Шевцов К. П. Компьютерные игры как предмет философского анализа / К. П. Швецов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. – 2016. – Т. 32, вып. 1. – С. 98–103.
18. Howe J. The rise of crowdsourcing // Wired magazine. – June 1, 2006. – URL: https://www.wired.com/2006/06/crowds/.
19. Шапошников Г. Г. Правовое регулирование краудфандинга в Европейском Союзе / Г. Г. Шапошников // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16, № 10. – С. 12–19. – DOI: 10.17803/1994-1471.2021.131.10.012-019.
20. Чудиновских М. В. Регулирование модельных типов краудфандинга: опыт Китая и возможности его применения в России / М. В. Чудиновских, Ю. В. Куваева // Финансы и управление. – 2021. – № 2. – С. 15–28. – DOI: 10.25136/2409-7802.2021.2.34030.
21. Ермакова Е. А. Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике России / Е. А. Ермакова, Е. А. Нестеренко // Вестник Саратовского государственного социално-экономического университета. – 2018. – № 3 (72). – С. 121–124.
22. Соколов И. Н. Проблемы правового регулирования альтернативных форм финансирования инновационных проектов / И. Н. Соколов // Инновации. – 2018. – № 1 (231). – С. 110–120.
23. Габов А. В. Краудфандинг: законодательное оформление web-модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта / А. В. Габов, И. А. Хаванова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2020. – Вып. 47. – C. 28–44. – DOI: 10.17072/1995-4190-2020-47-28-44.
24. Дроздов Д. Е. Проблема правового регулирования лутбоксов как аналога казино в игровой индустрии / Д. Е. Дроздов, Е. В. Генералова, В. В. Николаев // Заметки ученого. – 2021. – № 13. – С. 477–480.
25. Киселева Л. Ю. Правовое регулирование лутбоксов в видеоиграх / Л. Ю. Киселева // Научные записки молодых исследователей. – 2021. – Т. 9, № 4. – С. 34–40.
26. Варчук А. А. Зарубежный и российский опыт регулирования лутбоксов / А. А. Варчук // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 5. – С. 262–272.
27. Ильянов Д. С. Источники роста экономики в ХХI веке: индустрия видеоигр / Д. С. Ильянов, Т. К. Чернышева, М. А. Юрьевич // Теоретическая и прикладная экономика. – 2020. – № 3. – С. 78–89. – DOI: 10.25136/2409-8647.2020.3.31693.
28. Сутырина Е. В. Новации правового регулирования киберспорта в Российской Федерации в 2021 году: законотворческие инициативы 2022 года / Е. В. Сутырина // Отечественная юриспруденция. – 2022. – № 1 (49). – С. 21–26.
29. Султонова Т. И. К вопросу о признаках азартных игр / Т. И. Султонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. – 2014. – Вып. 3. – С. 62–70.
30. Спектор Е. М. Проблемы реализации закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Да здравствует подполье? / Е. М. Спектор // Адвокат. – 2007. – № 2. – С. 61–67.
Рецензия
Для цитирования:
Андреев Н.Ю., Архипов В.В., Васильев А.А., Печатнова Ю.В. Правовые аспекты способов монетизации прав в индустрии компьютерных игр. Правоприменение. 2023;7(1):83-92. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(1).83-92
For citation:
Andreev N.Yu., Arkhipov V.V., Vasiliev A.A., Pechatnova Yu.V. Legal aspects of ways to monetize rights in the computer games industry. Law Enforcement Review. 2023;7(1):83-92. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(1).83-92