ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Раскрывается понимание свободы слова во французском законодательстве. Свобода выражения мнения является одной из основ французского общества, однако с повсеместным внедрением Интернета в жизнь пользователей возникла необходимость в пересмотре ряда норм, регулирующих свободу слова, и вводе ограничений. В связи с этим, несмотря на то, что основой правового регулирования свободы массовой информации в демократическом обществе является обеспечение невмешательства государства в производство и распространение информации, в национальные законодательства «встроены» исключения. Указывается, что в ряде государств они выступают прежде всего в виде норм, направленных на предупреждение злоупотреблений свободой массовой информации и служащих основанием для санкций в отношении редакций СМИ. Также приводятся актуальные примеры реализации свободы слова во Франции, делаются выводы о возможностях развития данного права.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Обосновывается невозможность на сегодняшнем этапе применения образовательными и научными организациями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней, собственных номенклатур научных специальностей. Анализируются не только федеральные нормативные правовые акты, взаимосвязанные с номенклатурой специальностей, по которой присуждаются ученые степени, но и локальные правовые акты организаций, по‐разному регулирующие обозначенные вопросы.
Анализируется принцип пропорциональности (соразмерности), применяемый зарубежными конституционными судами и Европейским судом по правам человека при рассмотрении дел о ликвидации (запрете) политических партий. Делается вывод о несоответствии российского законодательства и судебной практики рассмотренным демократическим стандартам, формулируются предложения по их совершенствованию.
Рассматривается ряд проблем юридического регулирования и правоприменительной практики в области конституционно‐правового обеспечения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации в социально‐экономическом аспекте. Делается вывод о недостатке конституционного регулирования базовых начал социально‐экономической политики Российской Федерации, в частности, об отсутствии принципа выравнивания социально‐экономического развития субъектов Российской Федерации среди основ отечественного конституционного строя и необходимых конституционных механизмов обеспечения этого принципа. Решение стратегической задачи повышения уровня социально‐экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации должно служить цели последовательной реализации данного принципа.
Рассматривается процесс формирования юридической конфликтологии на основе различных гуманитарных наук, этапы развития научных представлений о конфликтологии и их интеграции в юридическую науку. Обосновывается необходимость и оправданность применения теоретических и методологических основ науки конфликтологии в конституционном и муниципальном праве в целях прогнозирования, выявления и разрешения соответствующих конституционно‐правовых конфликтов.
Представлена дефиниция процессуально‐правового статуса налоговых органов и раскрыто его содержание. Выделены цели правоприменительной деятельности налоговых органов по обеспечению налоговой безопасности. Предложена классификация принципов реализации процессуальных полномочий налоговых органов по обеспечению налоговой безопасности.
Рассматриваются проблемы понятия классификации товаров в таможенных целях, характеризуется правовая основа Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также выявляются особенности дел об оспаривании решений таможенных органов о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. На основании анализа доктринальных источников делается вывод, что под классификацией товаров в таможенных целях следует понимать совершаемое декларантом либо таможенными органами действие по отнесению товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации и соответствующим им цифровым кодам, имеющее юридическое значение при определении размера таможенных платежей, при применении мер нетарифного регулирования и в рамках таможенной статистики в целях обобщения данных о перемещаемых товарах. Исследование правовой основы ТН ВЭД позволило определить особенности применяемой в ЕАЭС системы кодирования товаров, исследование арбитражной практики – выявить особенности споров участников внешнеэкономической деятельности по вопросам классификации товаров в таможенных целях.
Рассматриваются предусмотренные Трудовым кодексом Польши общие нормы трудового права, касающиеся работы по воскресеньям и праздничным дням, в их взаимодействии с законодательством ЕС. Представлен системный анализ причин принятия вступившего в силу 1 марта 2018 г. закона, вводящего ограничение занятости в торговых точках по воскресеньям и другим праздничным дням, его содержания и проблем применения.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Рассматривается действующая модель муниципального контроля, дается анализ нормативных актов и судебной практики. Отдельное внимание уделяется проекту федерального закона о контрольно‐надзорной деятельности, принятого в первом чтении и основанного на новом риск‐ориентированном подходе. Приводимые примеры касаются вопросов обеспечения безопасности общественных пространств, городской среды.
Исследуются возможности формализации института локальных сообществ граждан на городских территориях с целью более широкого привлечения местного населения к решению вопросов местного значения, включая контроль за организацией соответствующих процессов. Отмечаются сложности, возникающие у субъектов муниципального управления – органов и должностных лиц местного самоуправления – по решению задач в рассматриваемой сфере, и утверждается, что одних лишь институциональных и организационных мер по развитию механизма муниципального управления здесь явно недостаточно. Создание локальных сообществ, в свою очередь, могло бы стать альтернативой разрастанию аппарата муниципальной бюрократии в городах и обеспечить законодательные гарантии реализации права граждан на самоуправление непосредственно на территориях их проживания.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
На основе концепции уголовно‐правового реагирования характеризуется практика назначения наказания за четыре группы преступлений в сфере правосудия: угрожающих безопасности правосудия, подрывающих его справедливость, препятствующих обоснованному вынесению судебных решений и их исполнению. Выявлены различные модели уголовно‐правового реагирования на отдельные категории преступлений, определены возможности коррекции судебной практики.
Раскрывается перечень системных недостатков современного уголовного судопроизводства. Гипотезой исследования является тезис о том, что продолжающиеся преобразования порядка осуществления уголовно‐процессуальной деятельности не привели к ее трансформации на основе принципа состязательности процесса. Проблемным полем исследования является анализ новейших изменений в Уголовно‐процессуальном кодексе РФ и их влияние на качественную модернизацию отечественного правосудия. В заключение сформулированы предложения по совершенствованию российского уголовно‐процессуального законодательства.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Представлен отчет о Профессорском форуме 2019 «Наука. Образование. Регионы»,
состоявшемся 6 и 7 февраля 2019 г. в Москве по инициативе Российского профессор‐
ского собрания и Общественной палаты России.
ISSN 2658-4050 (Online)