ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Выделяется совокупность теоретических, фактических и юридических оснований реализации ст. 67.1 Конституции РФ. Показывается, что синтез научного знания и исторической памяти, объектом которых является прошлое человека, общества и государства, лежит в основе юридической практики и содержит потенциал эффективной реализации субъективного права на обладание объективно выверенным знанием о прошлом и создания гарантий в получении такого знания. Научный историко-правовой опыт определяется как необходимое условие в достижении цели формирования личности и гражданина, устойчивого к незнанию и непониманию своей национальной идентичности, раскрываются возможности науки в обосновании и верификации исторических фактов, а также в определении допустимых границ их юридизации.
Показано, как форма государства изучалась в истории права советского периода. Установлено, что первоначально в советской науке в форму государства включали два элемента: форму правления и форму государственного устройства; с 1960-х гг. добавился третий элемент – политический режим. Констатируется различие в подходах к рассмотрению в советской историко-правовой науке формы государства в дореволюционный и советский периоды. Фиксируется, что при изучении государственного устройства основное внимание уделялось федерации, отмечалась ее сложная природа; велись споры о субъектах, входивших в состав РСФСР; проблема политического режима отдельно не выделялась, но затрагивалась при изучении государственной власти и управления.
Выявляются критерии легитимности полиции и причины ее делегитимации. Отмечается, что центральным звеном легитимности полиции выступает общественное доверие, признание, ведущее к сотрудничеству народа и власти. Оценки легитимности формируются на основе изучения общественного мнения – официальной процедуры мониторинга. Такое изучение в принципе должно устанавливать «проблемные зоны» деятельности полиции, имеющие отношение к нарушениям законности, насилию, жестокому обращению, провокациям, побуждению в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий, иным должностным злоупотреблениям. Делается вывод, что официальный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, как минимум, должен дополняться результатами независимых правовых и социологических исследований, нацеленных на установление этих «проблемных зон».
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Рассматривается трансформация правового регулирования налоговых отношений в условиях цифровой экономики. Актуальной научной задачей объявляется выработка методологической позиции относительно направлений реформирования национального налогового законодательства и международной налоговой доктрины Российской Федерации в условиях цифровой трансформации общественных отношений. По итогам исследования делается вывод о необходимости обеспечения соблюдения фискальных интересов государства, что требует трансформации сущностных подходов к правовому регулированию налоговых отношений как в контексте определения надлежащих правовых форм для регламентации налоговой базы, облагаемой в России, в условиях формирующегося цифрового уклада экономики, так и для воздействия на международную налоговую политику с целью использования всех преимуществ, предоставляемых международной налоговой кооперацией, и нейтрализации угроз, вызываемых международной налоговой конкуренцией. В этой связи предлагается предусмотреть специальные правила исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных цифровых компаний и параллельно расширять меры налогового стимулирования российских компаний.
Cформулирована авторская концепция конституционно-правового статуса Государственного Совета РФ как совершенно нового конституционного государственного органа, образованного на основе современных отечественных принципов государственного строительства с учетом сложившейся конституционной практики и в целях реализации конституционных полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства. Проведен критический анализ целей, задач, функций Государственного Совета РФ, принимаемых им решений, в результате которого выявлен ряд коллизий в регулировании его конституционно-правового статуса, высказаны предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, направленные на устранение выявленных противоречий.
На основе применения исторического метода и метода сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов Российской Федерации разных лет сделана попытка исследования эволюции взаимоотношений Президента РФ и местного самоуправления в современной России за последние 30 лет. Определены пять этапов развития взаимоотношений Президента РФ и местного самоуправления, их характерные черты, а также перспективы после принятия поправок к Конституции РФ 2020 г. Сделаны выводы о том, что взаимодействие Президента РФ и местного самоуправления развивалось зигзагообразно. Расширение полномочий Президента РФ в связи с поправками к Конституции РФ 2020 г. фактически означает отход от организационной самостоятельности местного самоуправления и встраивание органов местного самоуправления в единую систему публичной власти.
Рассматривается доктрина трансформации конституционной идентичности и ее проявление в правоотношениях, складывающихся в условиях вызовов современности: глобализация и антиглобализм, пандемия коронавируса COVID-19, научные достижения, универсализация конституционных ценностей – эти и другие разнообразные факторы предопределяют необходимость трансформации конституционной идентичности или стимулируют ее. Ставится цель провести анализ терминов и понятий, используемых в доктрине конституционной идентичности, наработок ученых разных стран для определения ее конституционно-правовой природы, выявления факторов, обусловливающих изменчивость идентичности. Уделяется внимание взаимодействию международной и национальной политики. Делаются выводы о видах и современных практиках трансформации идентичности различных государств.
Исследуются изменения, которым подвергся конституционный статус личности в условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции в Российской Федерации. Отмечено, что в наибольшей мере он претерпел негативную, хотя и вынужденную для человека и гражданина трансформацию в виде ограничения основных прав, приостановления реализации основных прав, возложения дополнительных обязанностей; в меньшей степени наблюдаются позитивные изменения, нашедшие выражение в содержательном уточнении и дополнении некоторых прав человека и гражданина, а также механизмов их реализации, при этом некоторые основные права получили трансформацию в нескольких направлениях, хотя и с разницей во времени, содержании, территории действия или круге лиц. Каждый вектор трансформации конституционного статуса подкреплен в статье разнообразными примерами из федерального и регионального законодательства.
Рассматривается реализация прав и свобод человека, в том числе в контексте их ограничения, как один из аспектов пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется праву на жизнь, праву на здоровье и свободу передвижения. На основе анализа международного права, права зарубежных государств, а также соответствующей нормотворческой деятельности российских федеральных и региональных органов государственной власти в условиях распространения новой коронавирусной инфекции делается вывод, что созданная правовая база по регулированию сложившейся ситуации характеризуется противоречивостью, отсутствием «прозрачности» и радикальностью.
Исследуется триединство свойств конституционных принципов, дается их характеристика. Делается вывод, что конституционный принцип представляет собой определяющее базовое содержание общественных отношений, основополагающее нормативное установление, которое одновременно обладает свойствами аксиоматичности, презумптивности и фиктивности. Отмечается, что триединство свойств конституционных принципов отражает их правовую сущность как основополагающих нормативных установлений, которые определяют общеобязательные базовые правила и направления развития правовой системы, обеспечивают стабильность правовой системы государства, обладают возможностью своевременного развития и адаптации к изменяющейся правовой действительности.
Рассмотрены полицейские науки, которые согласно словацкой доктрине изучают полицейскую деятельность и подразделяются на практические, социальные и науки о безопасности. Отмечено, что деятельность полиции и органов безопасности означает особую форму профессиональной службы в интересах государства, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций и, что не менее важно, граждан. Такая деятельность включает комплекс принудительных, организационных, управленческих и других актов, выраженных в форме официальных действий, решений, мероприятий и других мер. Они должны осуществляться в соответствии с верховенством закона и этическими принципами гражданского демократического общества, посредством превентивных и, при необходимости, репрессивных методов работы полиции.
Предметом исследования является изучение процедуры проведения медиации и встраивание медиативных техник в специфическую область отношений, участниками которых являются налоговый орган и налогоплательщик. На примере налоговой медиации в процессе изучения эмпирического материала, а именно официальных данных, опубликованных налоговым органом, в части количества споров, рассмотренных в течение последних трех лет, было проанализировано, насколько действующий механизм досудебного урегулирования споров, установленный в Налоговом кодексе РФ, не соотносится с техниками медиативного процесса. Отмечено, что, поскольку в настоящее время не распространена практика применения медиативных сессий, то возникает большое количество спорных вопросов относительно процедуры проведения медиаций, возможности участия фискального органа, определения категорий споров, в которых могут быть применены медиативные техники.
На основе применения общенаучных методов в рамках сравнительного, логического и статистического исследования, а также посредством изучения правоприменительной и судебной практики делается попытка анализа эволюции института квалифицированных инвесторов. Рассматриваются предпосылки возникновения и сущностные характеристики института квалифицированных инвесторов, выявляются достоинства и недостатки правового регулирования получения и реализации статуса квалифицированного инвестора физическими лицами, анализируются отдельные аспекты налогообложения физических лиц, имеющих статус квалифицированных инвесторов. Указывается, что наибольшее опасение вызывает противоречивость в вопросе о соотношении налогооблагаемого дохода и цены имущества для получения статуса квалифицированного инвестора. Делается вывод, что статус квалифицированного инвестора дает некоторые преимущества его обладателю, вместе с тем необходима корректировка норм Федерального закона «О рынке ценных бумаг», соотносящаяся с актуальным этапом развития цифровой экономики в России.
Представлен системный анализ правовых подходов Суда ЕС, касающихся мер, направленных на противодействие избежанию налогов. Беспрепятственное осуществление основных свобод внутреннего рынка может ограничивать возможность защиты фискальной базы государств – членов ЕС. С учетом анализа правоприменительной практики Суда ЕС за 15 лет авторы отмечают возрастающий приоритет защиты фискальных интересов. Эта тенденция сопряжена с ограничением и частных интересов, и налоговой политики отдельных государств – членов ЕС, направленной на создание благоприятного налогового режима для привлечения инвестиций. Запрет злоупотребления правом ЕС предписывает государствам – членам ЕС отказывать в предоставлении налоговой выгоды по директивам, а принцип «вытянутой руки» может применяться для определения налогооблагаемой базы компаний в силу права ЕС в отсутствие национальных антиуклонительных правил. Разделы 1−2 подготовлены С.Г. Соколовой, 3−4.1 − Д.М. Осиной (раздел 4.1 совместно с К.А. Тасаловым), 4.1−7 − К.А. Тасаловым (раздел 4.1. совместно с Д.М. Осиной).
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
Анализируются основные проблемы теории и практики применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности за выявленные правонарушения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов. Результатом теоретических размышлений, анализа судебной практики являются конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования ответственности по ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрены правовые основы исполнения постановлений об административных наказаниях в виде лишения водителя специального права, а также перспективы развития законодательства в этой сфере. Отмечено, что исполнение постановлений о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством вызывает сложности в силу дефектов законодательного регулирования, которые не решены в полной мере и в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследуются нормы административного и уголовного законодательства Российской Федерации, разработанные для применения в условиях режима повышенной готовности. Предметом критического анализа является правовая определенность этих норм и их положение в иерархии административно-правовых и уголовно-правовых запретов. Рассматривается их взаимосвязь с допустимыми ограничениями фундаментальных прав и свобод человека; дается оценка соразмерности санкций за нарушение общеобязательных правил поведения; анализируется социально-правовая обусловленность репрессивного правового обеспечения действия режима повышенной готовности. Приводятся основные тенденции правоприменительной практики, сложившиеся при реализации новых административно-правовых и уголовно-правовых запретов.
Рассмотрено применение принципа соразмерности – одной из основ спортивной юриспруденции – по делам о строгой ответственности футбольных клубов за поведение болельщиков, не предполагающей доказывание вины. Ответственность без вины повышает ценность исследования фактических обстоятельств дисциплинарного спора. Автором проанализирована практика применения строгой ответственности клубов за поведение зрителей в соревнованиях УЕФА начиная с 2007 г. Для соблюдения принципа соразмерности санкций предлагается использовать несколько обязательных шагов: 1) проанализировать фактические обстоятельства, чтобы найти среди них исключительные обстоятельства; 2) указывать в правоприменительных решениях, какие обстоятельства являются смягчающими, какие отягчающие обстоятельства установлены и как они в совокупности влияют на выбор санкции; 3) всегда выбирать минимальную санкцию при отсутствии отягчающих обстоятельств, поскольку строгая ответственность является вынужденным правовым институтом; 4) использовать предыдущие решения юрисдикционных органов УЕФА и CAS по данному составу проступка, когда фактические обстоятельства являются близкими (не обязательно такие обстоятельства должны быть аналогичными).
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Конституционализация социального партнерства, беспрецедентное расширение юридического содержания данного понятия требует по-новому определить общественное значение социального партнерства, его связь с другими социальными процессами и институтами, проследить трансформацию понятийного аппарата, содержания и нормативно-правовой базы. Автором обосновывается необходимость изменения ст. 23 Трудового кодекса РФ, при этом содержание элементов системы социального партнерства в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений будет раскрываться статьями второго и тринадцатого разделов Трудового кодекса РФ. Отмечено, что нормативные акты социального партнерства могут быть обновлены одновременно с плановыми мероприятиями по разработке и заключению соответствующих актов на предстоящий период.
ISSN 2658-4050 (Online)