ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Cтавится цель исследовать основные подходы к пониманию и механизмам регулирования цифрового профиля, формируемые в условиях цифровой трансформации. Изучается феномен цифрового профиля, дается анализ состояния российского правового регулирования отношений в сфере цифрового профилирования. Выявляются основные отличия цифрового профиля от смежных категорий, в том числе социального скоринга, единого реестра населения и др. Проводится сравнение цифрового профиля с цифровым аватаром и цифровым персонажем. Делается вывод, что цифровой профиль – это совокупность актуальных достоверных данных и иных сведений о физических и юридических лицах, формируемых в единой системе идентификации и аутентификации или других информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций, взаимодействующих с ней посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в целях их предоставления с согласия соответствующих граждан или юридических лиц субъектам, запросившим доступ к этим сведениям посредством инфраструктуры цифрового профиля.
Рассматривается значение различных видов сочетания (взаимосвязи) принципов права для юридической деятельности, выявляются отдельные закономерности такого сочетания. Доказывается, что принципы права не только дополняют, но и ограничивают друг друга (конкурируют между собой), а также могут противоречить друг другу (вступать в коллизии). Показывается, что различные способы сочетания принципов права используются при обосновании нормативных и ненормативных актов, в процессе правоприменения, а также познания права, критики права, правотворчества, невластной реализации права.
Предлагается авторская классификация, предполагающая выделение оптимизирующих, прогрессивистских и мобилизационных экспериментальных правовых режимов по цели экспериментального законодательства. Обосновывается относимость ограничительных мер, установленных в целях недопущения распространения вирусной инфекции COVID-19, к экспериментальным правовым режимам мобилизационного вида. Выделяются направления развития экспериментального законодательства, предполагающие их легитимацию и повышение законности. Доказывается, что конституционность экспериментального законодательства возникает при ограничении принципа правовой определенности только при наличии правовых гарантий, к которым предлагается отнести цели правового эксперимента и оценку их последствий.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Проводится комплексный общетеоретический анализ института юридической ответственности и его роли с учетом закрепления нового конституционно-правового принципа единства системы публичной власти. По результатам изучения характерных признаков органов публичной власти делается вывод о проявлении дуализма в работе института юридической ответственности. Дается краткая характеристика утраты доверия в качестве основания реализации мер ответственности в отношении должностных лиц и выделяются направления дальнейшего развития этого правового института. Делается вывод о необходимости законодательного закрепления полноценного механизма юридической ответственности государственных органов и органов местного самоуправления, что будет свидетельством реализации и дальнейшего укрепления нового конституционного принципа единства публичной власти.
Раскрывается научно-обоснованное содержание интегративного подхода к пониманию административного процесса в современной России с учетом норм Конституции РФ и анализа существующих доктринальных разработок ученых-административистов. Обосновывается структура административно-процессуального законодательства Российской Федерации и ее субъектов, включающая в себя судебный административный процесс и исполнительный (внесудебный) административный процесс, реализуемый публичной администрацией (органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными административно-публичными органами). Выделяются административно-индицирующие правовые нормы, анализ которых позволяет раскрыть содержание, форму, структуру судебного административного процесса и исполнительного (внесудебного) административного процесса, а также установить интегративную взаимосвязь между ними при помощи таких специальных категорий, как «судебное административное дело», «внесудебное административное дело», «административное судопроизводство», «административное производство». Раскрываются научно обоснованные подходы к пониманию административно-публичных функций публичной администрации, а также системы и структуры публичной администрации в современной России. Поднимается вопрос о необходимости систематизации административно-публичных функций, реализуемых публичной администрацией. Предлагается разработать и принять Федеральный закон «О публичной администрации в Российской Федерации», а также раскрывается его структура. Делается вывод о том, что представленный интегративный подход к пониманию административного процесса – единственно верный путь развития российской модели административного процесса.
Анализируется взаимосвязь знаний по муниципальному праву, местному самоуправлению или урбанистке, полученных при обучении в вузе, и последующей профессиональной деятельности, связанной с местным самоуправлением, осуществляемой на разных уровнях публичной власти. Используется комплексная методология, включающая юридические и социологические методы исследования. Проведенный анализ материалов правоприменительной практики, данные социологических опросов о доверии к органам местного самоуправления, отношении к результатам работы органов местного самоуправления и их должностных лиц показывают, что из всех уровней власти муниципальному доверяют меньше всего – подобное отношение начинает формироваться в процессе обучения будущих сотрудников органов публичной власти разных уровней.
Конфликт интересов и непотизм в органах власти рассматриваются в качестве коррупциогенных факторов, предопределенных различными социальными ролями служащих и должностных лиц. Поскольку осуществление должностных функций происходит в виде правоприменения, то вне правоприменения нет и коррупции, если речь не идет о корыстном бездействии. Делается вывод о приоритетности кадровой политики среди правоприменителей, в том числе необходимости законодательного запрета непотизма в органах власти.
Называются сложившиеся в Российской Федерации конфликтные ситуации, угрожающие российскому конституционализму, предпринимается поиск путей их разрешения, намечаются меры по совершенствованию конституционно-правовой охраны конституционного строя и территориальной целостности нашего государства. Они сводятся не только к строгому соблюдению действующих конституционных и отраслевых норм; устранению противоречий в Конституции, а также конкретизации конституционных норм отраслевыми правилами; своевременности, соразмерности и неотвратимости мер государственного принуждения, применяемых к правонарушителям; но также к восстановлению и развитию ускоренными темпами отраслей народного хозяйства, разрушенных в ходе перестройки; увеличению количества рабочих мест с достойной заработной платой, привлечению к ним, в первую очередь, граждан Российской Федерации; всестороннему расширению сети профессиональной подготовки по промышленным и техническим специальностям. Реализация этих мер позволит ослабить влияние на Россию негативных процессов в зарубежных странах, включая целенаправленное воздействие этих государств, использующих внутрироссийские социальные противоречия и конфликты для ослабления позиций России, подрыва ее суверенитета и конституционного строя.
Предметом исследования являются процессы развития финансового права и финансовой науки в России и Чехии. Формирование финансово-правовой теории в обеих странах происходило в условиях перемен. Исследуемый период в Чехословацкой Республике составляет время от ее образования в 1918 г. и до образования Чешской Республики в 1993 г., в частности, акцент делается на периоде XXI в. Периодизация финансового права и финансовой науки, а также система финансового права понимаются с учетом преподавания финансового права и финансовых наук на юридическом факультете Карлова университета. Также дается характеристика процессу развития финансового права и финансовой науки в дореволюционной России, освещвется советский период развития финансового права, делается акцент на проблемах развития современного финансового права. Периодизация финансового права, а также система финансового права представляются сквозь призму преподавания дисциплины финансового права на юридических факультетах российских высших учебных заведений. Цель исследования определяется в установлении общего и различного в развитии финансово-правовой доктрины обеих стран, определении современных тенденций в формировании как отрасли публичного права и, соответственно, научной и учебной дисциплины. В ходе исследования использованы сравнительно-правовой, исторический и аналитический научные методы. Гипотеза о единстве начал финансового права и финансовой науки и публичных финансах как основной категории, а также о самостоятельности и независимости этой отрасли публичного права нашли свое подтверждение в ходе исследования и изложены в качестве выводов
На основе применения общенаучных методов в рамках сравнительного, логического и статистического исследования, а также посредством анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, правоприменительной практики рассматриваются предпосылки создания, сущностные характеристики и значение института казначейского сопровождения бюджетных средств. Выявляются пробелы и несовершенства в бюджетном праве в части регулирования отношений, связанных с казначейским сопровождением, высказываются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, направленные на устранение выявленных противоречий.
Изучается механизм исполнения налогового обязательства. Ставится задача определить сущность исполнения налогового обязательства. В процессе исследования установлено, что механизм исполнения налогового обязательства представляет собой определенный законом набор алгоритмов поведения его субъектов, использующих конкретные правовые средства (например, налоговую декларацию, требование об уплате налога и др.). Выделяются пять критериев надлежащего исполнения налогового обязательства: 1) надлежащие субъекты исполнения; 2) надлежащее место; 3) надлежащее время; 4) надлежащий объект; 5) надлежащий способ. Как итог проведенного исследования делается вывод, что сущность исполнения налогового обязательства может быть охарактеризована как сделка его сторон, направленная на взаимное прекращение и возникновение прав его сторон.
Выявляются и систематизируются правовые нормы, обеспечивающие налоговую безопасность государства. Характеризуется роль Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов в обеспечении налоговой безопасности. Отмечается, что в системе нормативного обеспечения налоговой безопасности Конституция РФ должна закреплять единый подход к сущности безопасности в целом, законодательные акты (в первую очередь, законы о безопасности, о налоговых органах, Налоговый кодекс РФ) – основные направления противодействия угрозам налоговой безопасности, возникающим в соответствующих сферах регулирования, а подзаконные акты – конкретные управленческие способы борьбы с такими угрозами.
Налог на доход от добычи полезных ископаемых (НДПИ) является главным способом изъятия природной ренты в России. Однако этот налог в основном ложится на нефтегазовую отрасль, в то время как уровень налогообложения руд цветных металлов (в частности, многокомпонентных комплексных руд, содержащих медь и никель) очень низок и не соответствует их доли в производстве и экспорте сырья. Ввиду этого становится актуальной задача поиска новых подходов к налогообложению медеи никельсодержащих руд исходя из принципов, принятых в мировой практике. В работе детально исследовано налоговое законодательство в отношении добычи и производства меди и никеля в странах с развитой налоговой системой на примере Австралии, Канады, США, Чили и Казахстана. На основе проведенного анализа сформулированы подходы к совершенствованию НДПИ в отношении руд цветных металлов и многокомпонентных комплексных руд, предполагающие связать размер налога с рыночной стоимостью добытых полезных ископаемых.
Рассматриваются проблемы соотношения принципов действия норм налогового права Европейского Союза и соглашений об избежании двойного налогообложения. Также рассматриваются возможные сценарии, возникающие в результате взаимодействия налоговых соглашений и актов налогового права ЕС. Рассмотрены случаи, когда налоговые соглашения заключены между государствами – членами ЕС, а также между государствами – членами ЕС и третьими странами. Коллизии нередко разрешаются посредством решений Суда справедливости Европейского Союза (Суда ЕС), что показано на примерах из классической практики Суда ЕС, а также на примере «датских дел». Рассматривая проблему соотношения актов налогового права ЕС и международных соглашений, автор отмечает, что установлен приоритет интеграционного наднационального права над соглашениями об избежании двойного налогообложения. Тем не менее государства-члены сохраняют за собой право создавать свои собственные налоговые режимы и вступать в налоговые соглашения, тем самым создавая коллизии в правовом регулировании.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
Исследуется институт психиатрических мер принудительного характера и его законодательная регламентация в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации. Анализируется специфика белорусского и российского уголовного законодательства. Высказаны предложения о необходимости совершенствования законодательной регламентации психиатрических мер принудительного характера в уголовных кодексах Республики Беларусь и Российской Федерации.
Анализируются некоторые особенности кассационного и надзорного производств в цивилистическом процессе, связанные с возможностью Председателя Верховного Суда РФ (или его заместителя) влиять на движение дела в кассационной (Судебной коллегии) и надзорной (Президиуме) инстанциях Верховного Суда РФ. Среди этих возможностей выделяются контрольные (принятие решения по сроку подачи жалобы; контроль за отказными определениями) и замещающее – возбуждение надзорного производства на основании собственного представления. Обосновываются приемлемость, при надлежащем правовом регулировании, контрольных полномочий и неприемлемость права Председателя ВС на возбуждение надзорного производства.
Раскрываются подходы к роли Пленума Верховного Суда РФ в формировании правовой позиции на примере квалификации преступлений против половой свободы и неприкосновенности, против собственности и здоровья населения. Придание постановлениям Пленума Верховного Суда РФ роли разъясняющего характера редко позволяет устранить дефекты юридической техники. При этом отмечается, что компенсировать сложившуюся ситуацию применением судейского усмотрения не всегда оправданно, так как оно возможно только в рамках наличия законной альтернативы. Присвоение судебному решению прецедентного статуса может привести к подмене закона позицией по конкретному делу. Проведенный анализ свидетельствует о том, что судебная практика по указанным вопросам складывается неоднородно. Суды при наличии схожих ситуаций квалифицируют содеянное с использованием разных норм закона, что отрицательно влияет на соблюдение принципа законности. Делается вывод о том, что нескончаемое дополнение уголовного законодательства новыми статьями, с одной стороны, свидетельствует о желании законодателя довести его до совершенства, но, с другой стороны, запускает механизм разъяснения правил его применения, что иногда приводит к их противоречивой интерпретации.
Анализируются причины создания Специального трибунала по Ливану, существо преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, политические аспекты работы. Приводится подробный анализ Приговора Трибунала 2020 г. и всей его деятельности с позиций влияния на развитие международного уголовного права. Отмечается неоднозначность правовых методик и оценок, положенных в основу Приговора; делается вывод о его потенциально отрицательном эффекте для развития международного уголовного права.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Проводится анализ рецензируемых научных изданий как элемента государственной системы научной аттестации на предмет совершенствования его нормативного правового регулирования. Показываются направления совершенствования формирования перечня рецензируемых научных изданий. Даются предложения по оптимизации формирования перечня рецензируемых научных изданий, а именно по формированию перечня рецензируемых научных изданий по группам научных специальностей без детализации по отраслям науки, а также по совершенствованию некоторых нормативных правовых актов в части требований к рецензируемым научным изданиям.
Представлен системный обзор научных работ отечественных ученых-юристов, посвященных исследованиям в области правового регулирования публичных финансов в Китае, в частности налоговому, бюджетному и валютному праву. На сегодняшний день в отечественной правовой науке преждевременно говорить о сформированных и полноценно функционирующих школах изучения китайского права. Однако в то же время имеются примеры успешно проведенных фундаментальных исследований китайской отрасли публичных финансов. Обзорная статья позволяет определить неисследованные области в рассматриваемой сфере, тем самым заложив основу для будущих исследований. С учетом проведенного исследования авторы статьи отмечают отдельные вопросы, исследование которых представляется актуальным и перспективным.
ISSN 2658-4050 (Online)