ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Рассматриваются сущность исторического способа толкования в праве, его возможности и разновидности. Историческое толкование трактуется как уяснение и разъяснение содержания правового предписания на основании выявления правовых и неправовых факторов, предшествующих созданию нормы и сопровождающих ее принятие.
При историческом толковании учитываются политические, социально-экономические и правовые факторы. Последние включают нормы-предшественницы, законопроекты, акты, которые сопровождали толкуемое предписание, и др. Предлагается несколько классификаций исторического толкования: официальное и неофициальное историческое толкование; собственно историческое и комплексное; толкование предписаний нормативных правовых актов, правовых обычаев, нормативных договоров и иных источников; толкование действующих предписаний и норм, утративших силу.
Посредством анализа законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ выявлены проблемы толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Судебные правовые позиции по вопросам соотношения международного и отечественного права разделены на две группы: о взаимодействии международных договоров с внутренним правом России и об оценке инкорпорации правовых позиций Европейского Суда по правам человека в правовую систему России. Сделан вывод, что консолидирующими идеями всех судебных правовых позиций являются безусловный приоритет Конституции РФ, необходимость разграничения нормативного содержания международного договора с участием Российской Федерации и актов официального толкования уполномоченным органом его норм, а также стремление к сохранению конституционной самобытности России.
Рассматриваются основные вопросы, которые ставит перед правом развитие нейротехнологий, и вопросы, возникающие в связи с применением нейротехнологий в деятельности правоохранительных органов. Нейротехнологии относятся к быстро развивающимся технологиям, распространение которых в России заявлено в качестве одного из приоритетов. Происходит процесс внедрения нейротехнологий в образование и медицину, в производство и сферу услуг. Использование нейротехнологий на практике вызывает потребность в регулировании правом, а также способствует проникновению данных технологий в правоприменение в связи с появляющимися новыми возможностями, предоставляемыми за счет решений на основе нейротехнологий, и из-за необходимости реагировать на использование нейроустройств людьми в повседневной жизни.
Рассматривается организация крестьянского самоуправления в Сибири согласно реформе выдающегося российского государственного деятеля М.М. Сперанского. Делается вывод, что крестьянское самоуправление наделялось государственными властными полномочиями и включалось в механизм государственной власти. Отмечается, что условия быта и традиции самоуправленческих общин крестьян в Сибири позволили на очень долгий период, вплоть до революционных потрясений 1917 г., найти решение, которое освободило коронную власть от затрат на низовое звено местного управления и выполнения им функций администрации и суда в сибирской деревне.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Конституционно-правовые аспекты образования СССР анализируются в контексте теории федерализма. В ходе данного анализа рассматриваются конституционные нормы, регламентирующие статус суверенных республик как участников федерации. С учетом различных теоретических подходов к классификации федераций делается вывод, что формально СССР был создан как конституционная федерация, поскольку в полном объеме вопросы государственного суверенитета, права выхода из союза и компетенция нового союзного государства была определена именно в Конституции СССР 1924 г.
Вместе с тем функционирование публичной власти в СССР на договорных, консенсуальных началах центральной и региональной власти фактически отсутствовало. В заключение отмечается, что к концу своего существования Советский Союз подошел практически в статусе конфедерации, имея в своем составе суверенные государства с самостоятельными правовыми системами, государственными суверенитетами и установленными международными связями у отдельных из них.
Разбираются международно-правовые позиции России и Японии, препятствующие заключению мирного договора между ними и, как следствие, существенному улучшению отношений, в котором заинтересованы обе стороны. Показывается, в чем заключается их принципиальное отличие. На основании проведенного исследования делается вывод, что в данной ситуации единственно возможное решение – вывести спор за рамки двусторонних отношений. Для этого, в частности, предлагается учредить специальный Российско-Японский международный арбитраж ad hoc. Разъясняется и обосновывается его возможный мандат, порядок формирования и роль соглашения о создании такого арбитража в заключении мирного договора между сторонами. Показывается, как и при каких обстоятельствах деятельность указанного арбитража может оказаться успешной и принести желаемые результаты.
Отмечается, что глобальный тренд современной налоговой политики заключается в понимании того, что налоговое администрирование по своей сути должно выражаться не в противостоянии налогоплательщиков и налоговых органов, но в их диалоге, взаимодействии и сотрудничестве. Фискальным органам рекомендуется придерживаться «сотруднических подходов» во взаимоотношениях с налогоплательщиками, основываясь на диалоге, взаимопонимании, беспристрастности, транспарентности и гибком реагировании. При этом законопослушное поведение должно всячески поощряться, неправомерное – подвергаться усиленному дестимулированию. И убеждение, и принуждение как методы налогового администрирования имеют свои плюсы и минусы. Поэтому ключ к успешной стратегии налогового администрирования – не отказ от одного метода в пользу другого, но их сбалансированное комбинирование, чтобы оба метода кумулятивно дополняли друг друга.
Рассматриваются правовые проблемы, возникающие при определении действительной налоговой обязанности налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц. Анализируется активно формируемая судебная практика, ключевую роль в которой играют акты Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ как наиболее компетентного органа, правомочного разрешать данные вопросы.
Предлагается закрепить понятие «действительная налоговая обязанность» в профильном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, указав судам на необходимость выявлять в каждом конкретном случае экономическую суть отношений по исчислению налога на доходы физических лиц.
С каждым годом растет количество международных налоговых споров. При этом механизмы их разрешения, предусмотренные в рамках двусторонних налоговых договоров, являются сугубо межгосударственными и не обеспечивают налогоплательщику, чьи права были нарушены, уровень гарантий, соответствующий праву на справедливое судебное разбирательство в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенции). В связи с этим в зарубежной литературе обсуждается вопрос о необходимости модернизации существующих механизмов разрешения международных налоговых споров в целях предоставления налогоплательщику возможности прямого и активного участия в процессе рассмотрения дела. В статье практика Европейского Суда по правам человека анализируется с точки зрения определения оснований для распространения гарантий ст. 6 Конвенции на механизмы разрешения международных налоговых споров.
Исследуется антимонопольное регулирования отношений, возникающих в процессе деятельности компаний, обеспечивающих работу цифровых платформ. Отмечается, что цифровая платформа представляет собой комплексное явление, включающее в себя различные результаты интеллектуальной деятельности, как подлежащие, так и не подлежащие правовой охране. Также обосновывается, что имеющиеся в российском антимонопольном законодательстве изъятия из сферы действия норм о запрете монополистической деятельности, установленные для обладателей исключительных прав, выступают в качестве препятствий к применению антимонопольных норм в отношении цифровых компаний, являющихся правообладателями результатов интеллектуальной деятельности. Подобные антимонопольные иммунитеты оцениваются как подлежащие ограничению.
Раскрывается текущее состояние нормативно-правового регулирования системы субъектов публичного управления особыми экономическим зонами с точки зрения соотношения с новыми конституционными нормами о публичной власти. Выявляются недостатки данной системы с точки зрения ее полноты, состояния взаимосвязей между различными ее элементами. Предлагается более полный вариант системы субъектов публичного управления по сравнению с законодательно установленным, включающий не только тех, кто образует единую централизованную систему управления, но и иных – исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, а также коллективные формирования, не входящие в систему органов государственной и муниципальной власти. На основе выявленных недостатков организации экспертных советов особых экономических зон обосновывается совершенствование действующего законодательства.
Определено содержание и соотношение понятий «национализация» и «экспроприация» в российском праве, предложено считать их синонимичными; изучены международные подходы к регулированию национализации (экспроприации) собственности иностранных инвесторов; рассмотрено регулирование этого института в России; исследованы отдельные проблемы, присущие национализации (экспроприации), предложены возможные способы их решения. Сделан вывод о том, что институт национализации (экспроприации) собственности в международном частном праве следует рассматривать как один из возможных рисков при осуществлении инвестиционной деятельности, а значит, государствам в целях повышения инвестиционной привлекательности следует предпринимать меры по его минимизации, в том числе посредством подробного законодательного регулирования на национальном уровне и заключения договоров на международном (отстаиваться должна «сила права», а не «право силы»).
Описывается процедура проведения социологического опроса, в котором приняли участие более тысячи респондентов, посвященного проблеме конституционного нигилизма, анализируются его результаты. На основании ответов респондентов выделяются основные формы проявления конституционного нигилизма в Российской Федерации.
Рассмотрены различные подходы к определению моментов возникновения и утраты права на жизнь, обозначены основные проблемы действующего законодательства России и проведено его соотношение с международно-правовыми нормами и конституциями некоторых зарубежных стран на предмет закрепления начала и окончания действия права на жизнь. Отмечено, что в научной среде и законодательстве отсутствует целостное понимание о моменте возникновения и утраты права на жизнь, что вызывает проблемы в правоприменительной деятельности по охране рассматриваемого права. Сделан вывод о том, что моментом возникновения права на жизнь необходимо признавать его рождение жизнеспособным младенцем, а моментом утраты – наступление его смерти.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
C использованием сюжета романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» анализируются причины возвращения преступника на место преступления. Опираясь на теорию А.В. Дулова о влиянии преступной деятельности на повышение психического напряжения у преступника и руководствуясь теорией З. Фрейда о принципе «удовольствия – неудовольствия», автором на примере поведения Раскольникова демонстрируется, что одной из причин возвращения преступника на место преступления является потребность снять психическое напряжение, детерминированное последствиями от преступления, и получение удовольствия от разрядки перенапряженной нервной системы.
Анализируются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, касающиеся процессуального порядка проведения негласных следственных действий в уголовном процессе. Выделяются стандарты обеспечения их законности. С целью всестороннего раскрытия данной проблематики также используется компаративный подход к исследованию, который способствовал выяснению особенностей воплощения выделенных стандартов в законодательстве некоторых стран.
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Исследуются цели института исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), его развитие с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, судебной практики, концептуальных положений о реформировании гражданского законодательства. Цель статьи состоит в том, чтобы на основании анализа законодательства, судебной практики, доктрины выявить основные проблемы института исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сформулировать основные направления изменения этого института. Основная научная гипотеза состоит в том, что в ходе развития института исключения юридического лица из ЕГРЮЛ были утрачены его первоначальные цели; были также сформулированы (в правовых позициях Конституционного Суда РФ) такие новые цели и смыслы, которые в итоге (с учетом значительных недостатков порядка самого исключения) ведут к нарушению прав значительного числа заинтересованных лиц; автор полагает, что в развитии этого института явно видна диспропорция в части его применения в отношении обществ с ограниченной ответственностью и контролирующих такое общество лиц. Также отмечается отсутствие единой концепции института исключения из ЕГРЮЛ, поскольку наряду с административным порядком прекращения правосубъектности законодательство признаёт и судебный порядок. По мнению автора, с учетом выявленных в исследовании недостатков, а также известных правовых позиций Конституционного Суда РФ, институт исключения из ЕГРЮЛ подлежит полной реновации.
Рассматриваются правовые проблемы сохранения и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Учитавая статистические данные, свидетельствующие о тенденции сокращения общей площади пахотных земель, дается научный анализ судебно-арбитражной практики по делам, связанным с использованием земель сельскохозяйственного назначения, с целью определить направленность складывающегося правоприменения и оценить его значение для решения общей задачи сохранения сельскохозяйственных угодий. Аргументируется идея социальной обязанности в качестве элемента правового статуса обладателя субъективного права, доказывая его важное значение для складывающейся правоприменительной практики и сохранения сельскохозяйственных земель, в том числе особо ценных и продуктивных.
Внедрение в управленческие процессы электронных технологий привело к необходимости нормативно урегулировать вопросы применения электронного кадрового документооборота. Весной 2020 г. в России проводился правовой эксперимент по использованию электронных документов, связанных с работой. Его результаты стали основой для введения соответствующих поправок в Трудовой кодекс РФ. Авторы предлагают результаты критического анализа как промежуточных итогов правового эксперимента, так и проекта закона о внесении в Трудовой кодекс РФ новой статьи 22.1. На основе обобщения судебной практики по трудовым спорам, связанной с оценкой электронных доказательств, сформулированы выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Определяется необходимость духовно-нравственного реформирования современных государств и мирового порядка, в качестве предмета исследования взято литературное и духовное наследие Ф.М. Достоевского. Этический персонализм писателя предлагается в качестве политико-правового камертона такого реформирования. Методология исследования включает историко-правовой анализ при междисциплинарном подходе, абстрагирование и мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. Как результат сформулированы духовные уроки Достоевского для реформирования государства, сделан вывод, что при любых подходах к государству и мировому порядку в основе должен быть принцип богочеловеческой природы личности, означающий ее неизменность и неприкосновенность.
ISSN 2658-4050 (Online)