ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Рассмотрены проекты гражданских кодексов СССР. Установлены следующие причины перехода к общесоюзной кодификации в 1930-е гг.: возрастание массива законодательства СССР, что требовало его систематизации; подтвержденная практикой эффективность кодекса как вида нормативного правового акта; расширение законодательных полномочий общесоюзных органов согласно Конституции СССР 1936 г. Выявлены и проанализированы основные проекты Гражданского кодекса СССР, которые составлялись в довоенный и послевоенный периоды. Определены институциональные структуры, занимавшиеся их составлением, показана их неоднократная смена. Отмечена преемственность и новизна в структуре и закреплении основных гражданских правовых институтов в проектах кодексов. Предложено объяснение прекращения кодификационной деятельности.
В первой части авторского исследования было установлено: общественные законы – это важные инструменты конструирования социальной реальности. С конца XX в. скорость изменений общества растет. Это сказывается на трансформациях общественных законов. Здесь рассматриваются связи закона с понятиями права, нормы, реализма, образования, мифа. Демонстрируется роль в истории образования прогрессивных и тормозящих развитие законов. Показана глубокая связь законодательной деятельности и мифотворчества с учетом его отношений с нарративом, дискурсом и, в целом, с нарциссическим поворотом современной культуры. Продуктивно смещение акцента обсуждения с законов научных дисциплин к правилам коммуникации ученых в этих дисциплинах. Именно гуманитарии и обществоведы оказывают решающее влияние на процесс легитимации новых законов, вне зависимости от личных мотивов деятельности. Представления о законах общества в аспектах философии и экономики дополняются историко-культурным подходом, в русле которого рассматриваются миф и мифотворчество. Рассмотрен эффект взаимного влияния законодательной деятельности и образования, когда они способны ускорять, замедлять, игнорировать развитие друг друга. Раздел 1 подготовлен В.И. Разумовым, разделы 2–4 – А.А. Сапунковым, раздел 5 –В.И. Разумовым, А.А. Сапунковым и П. А. Ореховским совместно. В остальном авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Выделяются и анализируются ключевые факторы, влияющие на конституционное развитие России: поправки 2020 г. к Конституции РФ, легально закрепившие единство публичной власти, и современные вызовы экономической системе страны. Отмечается, что положения поправок к Конституции о единстве публичной власти являются рамочными и не предопределяют усиление в государственном строительстве тенденций централизации, исполнительности и дисциплины. Автор посредством анализа Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» приходит к выводу о том, что единая система публичной власти посредством применения сугубо административного метода превращается во властную вертикаль, хотя включение местного самоуправления в единую систему публичной власти само по себе позволяло эффективно настроить взаимодействие и соучастие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Отмечается, что методология конституционного права как проводника конституционных ценностей позволяет найти ответы на современные вызовы цифровизации, экономического неравенства и недобросовестной международной конкуренции.
Цифровая трансформация конституционного права на обращение началась с либерального подхода (были установлены упрощенные требования к обращениям в электронной форме) и до 2025 г. характеризовалась увеличением числа электронных каналов подачи обращений граждан. Однако с 30 марта 2025 г. тенденция сменилась. Были упорядочены электронные способы подачи обращений, а их отправка была обусловлена идентификацией и (или) аутентификацией заявителей. В статье анализируются следующие этапы трансформации конституционного права на обращение: легализация обращений в электронной форме, появление специализированных государственных порталов для подачи обращений, появление исключительно электронных форм обращений граждан, использование Единого портала государственных и муниципальных услуг для подачи обращений, а также новеллы конца 2024 г., упорядочившие способы подачи электронных обращений.
Анализируются основные тенденции и проблемы правового обеспечения внутреннего финансового суверенитета. Отмечается, что правовое обеспечение внутреннего финансового суверенитета под влиянием новых вызовов и угроз характеризуется повышением вариативности специальных правовых режимов, экспансией публично-правового регулирования финансовых отношений на область частных финансов, переходом государства к проактивной роли в финансовых правоотношениях. Сохраняются стоящие перед государством задачи по обеспечению эффективности правового регулирования финансовых отношений в условиях действия ограничительных мер, принятых со стороны недружественных государств и международных организаций, в цифровом пространстве, преодолению устаревших моделей регулирования ряда финансовых отношений.
Юридическая институционализация судимости как основания ограничения пассивных избирательных прав предполагает поиск баланса между необходимостью обеспечить адекватное народное волеизъявление при формировании публичной власти и задачей предотвращения криминализации власти. В статье рассматриваются три способа юридической институционализации судимости как основания ограничения пассивных избирательных прав: категориальный, видовой и казуальный (индивидуальный). Автор приходит к выводу о том, что как категориальный, так и видовой подходы к определению составов преступлений, совершение которых является основанием для ограничения пассивных избирательных прав, объективно недостаточны и должны быть дополнены казуальным способом, который предполагает выделение конкретных статей Уголовного кодекса РФ, закрепляющих ответственность за конкретные противоправные деяния. В работе выделены четыре конституционно легитимные цели ограничения пассивных избирательных прав в связи с наличием судимости и предпринята попытка (иллюстративная) выделения конкретных составов преступления, которые должны влечь указанное ограничение.
Рассмотрен российский и европейский подходы к регулированию технологий, использующих биометрические персональные данные. Выделены и проанализированы три ключевых направления применения биометрических технологий муниципальными органами власти: обеспечение безопасности; оказание муниципальных услуг; анализ данных и планирование. Выявлены проблемы правоприменения, связанные с несовершенством действующего законодательства, и предложены пути их устранения.
Рассматриваются вопросы защиты информаторов, институт которых в будущем может быть востребован в процессе интеграции систем правового регулирования государств Евразийского экономического союза при разработке вопросов противодействия налоговым преступлениям. Обосновывается целесообразность государственной поддержки налоговых информаторов, которая объективно способствует защите общественных интересов путем усиления гарантий прозрачности и подотчетности, устранению нарушений и бесхозяйственности в публичном и частном секторах на национальном и трансграничном уровнях.
Предлагается системный взгляд на действующее в России правовое регулирование налогообложения доходов нерезидентов от международной перевозки. На основании анализа того, как понимается международная перевозка для целей налогообложения, делается вывод, что в правилах налогового законодательства и положениях налоговых международных договоров используются разные подходы. Рассмотрены правила модельных актов и реальной договорной практики России в отношении налогообложения прибыли от международной перевозки. Завершает статью анализ регулирования и проблем правоприменительной практики после приостановления в 2023 г. соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами.
Исследуются особенности финансово-правового регулирования региональных рынков труда. Обосновывается актуальность развития региональных рынков труда с учетом реализации национального проекта «Кадры», важность применения бюджетно-правовых и налогово-правовых инструментов для развития труда и занятости в регионах. Проводится анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на финансово-правовое обеспечение.
Приводятся результаты исследования доктринальных проблем особого вида специального смешанного временно действующего, в том числе на ограниченной территории, межотраслевого (междисциплинарного) правового режима, вынужденно оперативно формируемого государством в ответ на не спрогнозированную заранее и не обеспеченную нормативными правовыми средствами противодействия угрозу масштабного нарушения прав граждан и безопасности государства, называемого гибридным правовым режимом. Рассмотрение его особенностей в контексте обеспечения занятости и социальной защиты позволило обосновать вывод о том, что элементами фундамента гибридных правовых режимов должны стать базирующиеся на закрепленных в Конституции РФ традиционных духовно-нравственных ценностях институты, исторически обусловившие возникновение трудового права как самостоятельной частно-публичной отрасли, распространяя их на новые формы организации труда: охраны труда, социального страхования и социального партнерства.
Рассматриваются вопросы кибербезопасности в современных условиях, проводится дифференциация кибербезопасности и информационной безопасности. Констатируется, что кибербезопасность, как элемент общей информационной безопасности, связана, в первую очередь, с обеспечением безопасности от киберпреступлений и инцидентов в киберпространстве, не подпадающих под уголовную ответственность. По результатам анализа мнений различных авторов определено, что в структуру кибербезопасности входят: объекты обеспечения кибербезопасности, киберугрозы, субъекты кибербезопасности. Автором подробно рассмотрено содержание этих элементов. Особое внимание уделено разработке вопросов криминалистического обеспечения кибербезопасности как важного элемента противодействия преступным киберинцидентам.
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Исследованы особенности правовой регламентации цифровых финансовых активов, выпускаемых для удостоверения требований передачи эмиссионных ценных бумаг российского непубличного акционерного общества. Выявлены чрезмерная громоздкость конструкции цифровых требований – прав на ценные бумаги хозяйственного общества как вида цифровых финансовых активов, а также избыточность процедур выпуска сначала этих активов, затем конвертируемых в акции ценных бумаг, в итоге самих акций непубличного акционерного общества. Вносятся предложения о комплексной корректировке правового регулирования отечественного финансового рынка и цифровых финансовых активов определенных видов. Модернизация регулирования инвестиционных отношений необходима как ключевой элемент создаваемой системы антисанкционного законодательства.
Изучается проблема дифференциации стандартов доказывания по гражданским делам. Рассматриваются подходы Верховного Суда РФ, делается вывод, что повышение стандартов доказывания в отдельных случаях не имеет под собой должного основания, противоречит ранее установленной системе презумпций, не отвечает установленным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» механизмам пересмотра судебных актов. Утверждается парадоксальность того, что применение стандартов доказывания может угрожать определенности и предсказуемости судебного процесса.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
Рассмотрены вопросы персональной ответственности врача при принятии решений о диагностике, лечении и назначении лекарственных средств на основании сформулированного предложения (решения) алгоритма искусственного интеллекта. Представлен обзор системы правового регулирования ответственности медицинских работников, а также проведена оценка возможных вариантов распределения уголовной ответственности в связи с внедрением искусственного интеллекта в работу врачей в будущем. Предложены возможные направления по совершенствованию законодательства, связанного с оказанием медицинской помощи с использованием интеллектуальных систем. Проанализированы тенденции распределения ответственности за причинение вреда при оказании медицинской помощи, что позволило выработать возможные варианты распределения ответственности между медицинской организацией и врачом в будущем.
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Представлен комплексный взгляд на проблемные аспекты в системе урегулирования споров между инвесторами и государствами, которые порождают кризис легитимности данной системы. Акцент делается на вопросах обеспечения независимости и беспристрастности арбитров как ключевом звене выявленных задач по реформированию системы и обеспечению ее эффективного функционирования. Учитывая особенности такого инструмента международного правосудия, как инвестиционный арбитраж, предлагаются альтернативы по минимизации перспектив возникновения сомнений в таких презюмирующихся характеристиках арбитров, как независимость и беспристрастность.
ISSN 2658-4050 (Online)