Preview

Правоприменение

Расширенный поиск
Том 8, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

5-14 233
Аннотация

Анализируется явление правового сотворчества публичной власти и гражданского общества как выражения совместной деятельности субъектов государственно-правовых отношений, направленной на созидание и конструктивное преобразование юридической формы социальных связей, осуществляемого, прежде всего, в рамках правотворческой деятельности государства, а также в ходе практической реализации права (в рамках процессов правоприменения). Устанавливается, что правовое сотворчество – необходимый, обусловленный культурой общества ресурс в правовой системе государства, позволяющий достигать более качественных и социально адекватных правотворческих и правоприменительных результатов (решений). Предлагаются научные тезисы в развитие теоретических основ проблемы правового сотворчества. Отмечается, что правовое сотворчество есть показатель высокого уровня социальной и правовой культуры. Констатируется и обратное позитивное влияние правового сотворчества на культуру в государстве вообще и правовую культуру в частности. Характеризуются теоретические и практические аспекты взаимосвязи и взаимовлияния правового сотворчества и культуры.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

15-23 147
Аннотация

Исследовано развитие конституционно-правового статуса глав, правительств как исполнительных органов Донецкой и Луганской народных республик после принятия последних в состав Российской Федерации. Раскрыты основные аспекты формирования, структурирования и полномочий глав, правительств как исполнительных органов новых регионов России. Проведен сравнительный анализ конституционно-правового статуса глав и правительств Донецкой и Луганской народных республик после принятия последних в состав Российской Федерации.

24-33 138
Аннотация

Предпринята попытка дать оценку отдельным аспектам законодательства об образовании в контексте стратегий социально-экономического развития и национальной безопасности и обосновать направления совершенствования законодательства об образовании с позиции установления формально-юридической взаимосвязи отдельных его положений с государственной политикой. Сделан вывод о том, что законодательство в области образования не образует четкой формально-юридической взаимосвязи с программными политическими актами. Образование как объект государственного управления и регулирования нуждается в концептуализации и системообразующем стратегическом планировании, включающем вопросы его безопасности как социально значимого блага, социально значимой услуги, образовательной инфраструктуры.

34-43 229
Аннотация

Рассмотрена практика применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД) с целью разработки предложений по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения доходов физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. В качестве направлений оптимизации и улучшения функционирования режима НПД выделены четыре группы: повышение привлекательности НПД, пресечение злоупотреблений, упрощение налогового контроля, повышение стабильности работы НПД. По итогам исследования сформулированы предложения по совершенствованию российского налогового законодательства.

44-53 224
Аннотация

Рассматриваются различные аспекты правового регулирования, связанные с проникновением в российскую правоприменительную практику технологий криоконсервации генетического материала и посмертной репродукции. В 2024 г. соответствующий конституционный спор стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с отказом государственного внебюджетного фонда в назначении пенсии по потере кормильца детям, зачатым и рожденным после смерти их генетического отца. В основе данного конституционного спора лежит конституционный конфликт, связанный с реализаций конституционных прав человека: права на охрану здоровья, частную жизнь и репродуктивный выбор, – с одной стороны, и позитивных обязательств государства в контексте принципа социального государства, а также конституционного принципа равенства.

54-62 129
Аннотация

Рассматривается зарубежный опыт имплементации международных стандартов в национальные климатические стратегии и планы на примере государств Арктики. Анализ показал, что каждая из арктических стран имеет свою специфику в рамках мероприятий по адаптации, и по каждой стране можно выделить ключевые ориентиры в области государственного управления: от расширения научных исследований в области адаптации до организации мероприятий, связанных с особенностями функционирования арктических экосистем, населенных пунктов и сообществ. Делается вывод, что зарубежный опыт дает представление о том, какие инструменты могут быть использованы отечественным законодателем и правоприменителями.

63-72 156
Аннотация

Проведен анализ практики зарубежных стран и сформулированы ключевые параметры использования «цифровых следов» для целей профилирования человека: определен объем цифровых следов, раскрыты подходы к определению понятия профилирования, сформулированы преимущества и риски каждого из них, в том числе в связи с воздействием на реализацию принципа прозрачности, проанализирован объем прав и обязанностей субъектов правоотношений в процессе обработки персональных данных с применением профилирования. Сделан вывод, что наиболее благоприятными условиями является законодательное признание профилирования с участием человека, разграничение порядка раскрытия информации о профилировании в зависимости от его целей, а также ограничение полностью автоматизированного процесса необходимостью получения согласия.

73-82 147
Аннотация

Доказывается самостоятельность существования в составе правового статуса личности отдельной группы прав человека – прав человека в сфере правосудия, т. е. конституционных юстициарных прав. Данный тезис обосновывается через анализ закрепления этих прав человека на конституционном и международном уровнях в исторической динамике Нового и Новейшего времени (на материале Англии, США, Франции, Италии и Германии) и современности (результаты количественного исследования конституций практически всех стран мира). Это доказывает, что юстициарные права являются категорией действующего права. Затем предлагаются основные подходы к исследованию. Их происхождение связывается с влиянием доктрин естественного права, собственным правовым опытом ведущих держав, межгосударственными рецепциями и сильным давлением на национальные правовые системы международного права. Такая широкая распространенность юстициарных прав фиксирует их архетипичность, отражающую совокупность представлений коллективного бессознательного о справедливом разрешении спора.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

83-92 129
Аннотация

В связи с изменениями федерального законодательства дается определение понятия «международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления» и указываются его признаки; рассматриваются полномочия органов трех уровней публичной власти в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и проблемные вопросы, связанные с их реализацией; проводится анализ нормативных правовых актов в данной сфере. Делаются выводы о необходимости включения в федеральное законодательство новых положений, определяющих особенности правового статуса «городов-побратимов», а также дополняющих федеральными и региональными организациями межмуниципального сотрудничества число субъектов международных и внешнеэкономических связей.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

93-102 106
Аннотация

На основе анализа понятия и сущности общественной опасности предлагаются научно обоснованные выводы, связанные с пониманием того, следует ли разграничивать деяния по признакам «вредность» и «опасность» на административные правонарушения и преступления. Определяются ключевые характеристики общественной опасности противоправных деяний. Анализируется взаимосвязь общественной опасности и ее степени при рецидиве, приготовлении или покушении на преступление, сроков давности.

103-112 175
Аннотация

Нормативное закрепление и реализация слушаний в рамках административной процедуры – это особый вопрос для любого правопорядка. Право быть выслушанным в зарубежных государствах появлялось и «настраивалось» в судебной практике. В первую очередь речь идет об англо-американской правовой семье, где всегда был особый уклон на процессуальные аспекты. Исключением не стало и французское административное право, где возможность быть выслушанным выведено Государственным советом. В российском праве право быть выслушанным предусматривается в отдельных федеральных законах. При этом данный принцип пока не нашел свое отражение в каком-либо акте высших инстанций, определяющем практику. Представленные в исследовании решения кассационных инстанций показывают недостатки правового регулирования и расхождения «обычных» и экономических споров, что может быть преодолено через восприятие сравнительно-правовых подходов.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

113-122 139
Аннотация

Рассматривается вопрос юридической значимости согласия потерпевшего на причинение вреда и влияния данного обстоятельства на его уголовно-процессуальный статус. Авторы отстаивают позицию юридической нейтральности воли потерпевшего, за исключением случаев, прямо определенных уголовным законом. Утверждается, что в свете принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 25 мая 2023 г. № 26-П должна быть пересмотрена следственно-судебная практика непризнания потерпевшим несовершеннолетнего, совершившего преступление или аморальное (либо противоправное) действие под воздействием взрослого. Предложен алгоритм определения уголовно-процессуального статуса лица при совершении им преступления или аморального деяния под воздействием третьих лиц.

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

123-132 181
Аннотация

Исследуются правовые основания и перспективы оспаривания экономических санкций в рамках системы урегулирования споров ГАТТ и ВТО, проводится анализ практики, в том числе дел, рассмотренных третейскими группами на основании исключений в целях защиты национальной безопасности.

133-142 132
Аннотация

Дается оценка последствий приостановления действия отдельных положений налоговых соглашений Указом Президента РФ от 8 августа 2023 г. № 585, а также эффективности принятых решений о введении компенсационного налогового регулирования. Так, Налоговый кодекс РФ отсылает правоприменителей к показателям налоговых ставок, установленных положениями 38 соглашений об избежании двойного налогообложения, действие которых приостановлено. Эта конструкция не использовалась ранее и попытка ее научного осмысления предпринята в статье.

143-152 162
Аннотация

Экономические санкции рассматриваются в контексте соотношения правовых систем. Ныне «санкционное право» – совокупность разрозненных правовых установлений и практик, позволяющих использовать санкции как инструмент в глобальной конкурентной борьбе. Правовое регулирование рестрикций должно быть увязано на уровне правовых систем и базироваться на положениях международного права, предполагающего свободный торгово-экономический обмен без торговых барьеров. Подчеркнута важность разграничения санкций, нормированных международным правом, и контрмер как инструмента реагирования государств на нарушения права государством-контрагентом. Предлагается задействовать положения Проекта статей об ответственности государств, обосновывается необходимость формирования международного права конкуренции

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ

153-162 138
Аннотация

Сравнивается правовое регулирование режима общей совместной собственности в Семейном кодексе РФ с законным режимом общности, регламентированным Семейным кодексом Респубики Болгария: определяются состав общего имущества, момент возникновения права общей совместной собственности (общности) на имущество, имущественные права, анализируются подходы законодателей указанных стран к формированию режимов имущественных отношений, определяются наиболее приоритетные из них. Выявлены разные подходы к защите членов семьи собственника жилого помещения в законодательстве России и Болгарии. В настоящем исследовании представлен анализ судебной практики судов России и Болгарии по вопросам определения доли каждого супруга при разделе общего имущества. Предлагается совершенствовать российское семейное законодательство путем рецепции некоторых положений Семейного кодекса Республики Болгария.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-1514 (Print)
ISSN 2658-4050 (Online)