Preview

Правоприменение

Расширенный поиск
Том 6, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

5-14 546
Аннотация

Изучается проблема применимости концепции правового плюрализма к внутригосударственному праву. Рассматриваются различные случаи, когда подсистемы права связаны с той или иной социальной группой (сообществом), выделенными по территориальному признаку или по кругу лиц (субправо субъектов федерации, муниципальных образований, корпораций, общин и т. д.). Доказывается, что внутригосударственному праву присуща своеобразная диалектика правового монизма и правового плюрализма.

15-31 727
Аннотация

На основе методологии компаративизма исследуются политические ценности молодежи России и Европы. Проверяются четыре гипотезы о том, что в основном ценности молодых людей, независимо от региона и страны проживания, общие, несмотря на разную форму государственного управления, политическую культуру, разный уровень жизни и традиции респондентов. Основной вывод исследования: сегодня у молодежи как России, так и Европы происходит переход от разных форм чувственной, грубо материалистической ментальности, направленной на получение удовольствий и покорение мира, к идеалистической ментальности, являющейся гармоничным балансом чувственной и духовной ментальности, и проявляется это как в системе общечеловеческих ценностей, так и в политических. Анализ результатов исследования позволил ввести в научный оборот новый термин «интегральная модель ценностей» – взаимоувязанная совокупность нескольких частных ценностных моделей человека, каждая из которых описывает отдельные составляющие ценностей, а все вместе они образуют полное и комплексное представление о системе ценностей определенных социальных групп.

32-44 920
Аннотация

Рассматривается роль международного права в киберпространстве. Отмечается, что киберпространство в настоящее время является основой глобальных систем торговли, связи и обороны, а также ключевым аспектом критической инфраструктуры, которая поддерживает современную цивилизацию. Технологии и информация распространяются почти мгновенно, а мировая экономика и цепочки поставок интегрированы до беспрецедентной в истории степени. Тем не менее до сих пор в международном праве нет выработанного универсального понятия киберпространства, существуют только подходы на уровне ООН, международных организаций, отдельно выделяются доктринальные подходы. Принципиально важным является выработка универсального понятия киберпространства в силу сохраняющихся значительных уязвимостей и количества угроз в глобальной связи.

45-58 570
Аннотация

Дается историко-правовой анализ развития стандартизации документооборота в советский период. Выделяются основные этапы эволюции правового регулирования стандартизации документооборота в СССР, выявляются особенности унификации документов, становления ее методов и форм на различных исторических этапах.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

59-74 1036
Аннотация

Исследуется конституционно-правовой институт избирательных цензов и ограничений пассивного избирательного права граждан. Обосновывается разграничение избирательных цензов и ограничений избирательного права: ценз выступает как установленное правовыми нормами условие допуска гражданина к реализации избирательных прав, а ограничения избирательного права проявляют себя как сужение конкретных правовых возможностей по реализации гражданами пассивного избирательного права, в виде установления комплекса неких дополнительных правовых действий для участия в выборах. Анализируются различные виды избирательных цензов, известные в России и зарубежных странах, дается их авторская классификация. Приводится критика подхода отечественного законодателя по введению множества законодательных цензов, а также позиций Конституционного Суда РФ, оправдывающего постоянное расширение перечня цензов пассивного избирательного права. Рассматриваются также два наиболее известных ограничения пассивного избирательного права в России (подписной фильтр и муниципальный фильтр) и предлагаются конкретные предложения по модернизации этих ограничений пассивного избирательного права на основе европейского и российского опыта.

75-94 342
Аннотация

Предметом исследования являются вопросы правового регулирования мероприятий по вакцинации от COVID-19 в контексте национальной безопасности Российской Федерации, а также взаимодействие граждан и государства в обеспечении эпидемиологической безопасности. Целью статьи является поиск наилучших практик по вопросам необходимости и определения пределов возможности внедрения правового института обязательной вакцинации и содействия правовыми методами участию населения в программах вакцинации с целью достижения максимально возможного охвата граждан Российской Федерации. Методологическую основу статьи составляет междисциплинарный комплексный подход, сочетающий формально-юридический метод и сравнительный анализ правовых актов и судебных решений с научными выводами из социологии, политологии, медицины, биоэтики. Статья посвящена международным и национальным стандартам регулирования вакцинации средствами публичного и частного права в целях достижения коллективного иммунитета. Выделены основные направления совершенствования правового регулирования вакцинации в России: установление адекватной системы учета и распределения индивидуальных рисков, а также справедливое возмещение возможного ущерба при вакцинации; преодоление информационной асимметрии в ситуации индивидуального принятия решений с целью снижения дефицита достоверных данных и обеспечения эффективной коммуникации внутри экспертного сообщества, государства и личности.

95-120 350
Аннотация

Представлены результаты комплексного исследования проблем, обусловленных вступлением в силу закона о защите и поощрении капиталовложений и реализуемой фискальной политикой в данной сфере. Исследованы теоретические и практические проблемы осуществления фискальной политики, связанной с реализацией заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений. На основе проведенного исследования выявлены перспективы развития правового регулирования правоотношений, связанных с проводимой фискальной политикой государства в сфере инвестиционной деятельности. Представлены предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

121-138 437
Аннотация

В настоящее время государства уделяют всё большее внимание немногочисленным группам своих граждан – коренным народам, их правам и интересам. Причины этого различны, в том числе тенденции гуманизации общества и развития человеческого капитала, а также несомненный вклад коренных народов в сохранение природных ресурсов, окружающей среды, в культурное многообразие мирового сообщества. Специфика существования коренных народов в современном обществе опирается на их особый правовой статус и проявляется преимущественно в традиционном образе жизни, обычном (традиционном) праве, приверженности духовным и религиозным ценностям, что создает условия для сохранения их этнической самобытности. Данные характеристики являются основанием предоставления коренным народам особых прав, которые становятся гарантией гармонии юридического и фактического равенства всех народов, наций, групп в цивилизованном обществе. «Самоопределение» как ядро всей системы прав коренных народов может рассматриваться как право на самую широкую автономию народа в политической, экономической, социальной, культурной сфере. Право на самоопределение закрепляется на международном уровне и реализуется посредством соответствующих политико-правовых институтов, создаваемых в рамках международных соглашений, а также международных судов.

Цель статьи – раскрыть содержание права на самоопределение через призму наиболее значимой судебной практики, связанной с коренными народами.

139-148 270
Аннотация

Одной из проблем современных государств являются отходы производства, в связи с чем приобретет важность поиск возможностей по их переработке и превращению в продукцию. В этом аспекте интересен фосфогипс, являющийся отходом производства минеральных удобрений. На сегодняшний день он в незначительном объеме подлежит вторичной переработке. Целью статьи является выявление правовых возможностей для регулирования отношений, связанных с отходами производства в части их вторичного использования. В статье сделаны выводы о том, что процесс трансформации отходов в продукцию с юридической точки зрения должен состоять из следующих стадий: утилизация отходов (как с предварительной обработкой, так и без нее); непосредственно процесс превращения отходов в продукцию (с наличием лицензии для отходов I–IV классов опасности, соблюдением лицензионных требований, положительным заключением государственной экологической экспертизы на технологии обработки и утилизации, технику, применяемую в данном процессе, и т. п.); юридически корректное и документально оформленное признание отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами; исключение указанных отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, из утверждаемых или утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также отражение их движения в журнале учета образования и движения отходов.

149-161 549
Аннотация

С использованием сравнительно-правового метода исследуется система мер по противодействию семейно-бытовому насилию, предусмотренных в ФРГ на уровне федерации и земель, а также содержащихся в российском законодательстве и проекте федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» № 1183390-6. Анализируется правомерность применения мер по противодействию семейно-бытовому насилию к нарушителю с точки зрения вмешательства в его основные права и свободы, отмечается позиция Федерального конституционного суда ФРГ о соответствии полицейского приказа о временном выселении требованиям правомерности ограничения основных прав и свобод, предусмотренных Основным законом ФРГ, в том случае, когда данная мера направлена на предотвращение уголовно наказуемых деяний. Обращено внимание на дефекты техники подготовки проекта федерального закона № 1183390-6. Делается вывод о необходимости законодательного разграничения разнородных мер по противодействию семейно-бытовому насилию, таких как защита потерпевшей стороны от насилия и профилактические мероприятия. Отмечается, что практика применения полицейского приказа о временном выселении ФРГ и опыт ограничения основных прав нарушителя могут быть целесообразны для применения в России.

162-178 334
Аннотация

Исследуются критерии, используемые судами общей юрисдикции для определения момента, с которого нормативный правовой акт или его часть признаются недействующими. Обобщаются все возможные точки отсчета и анализируется, насколько корректно суды мотивируют выбор конкретных темпоральных параметров своего решения. Выявлены ситуации, когда нормативные правовые акты признавались недействующими на будущее время, хотя их дисквалификация со дня принятия не подрывала бы конституционные ценности, но в то же время способствовала бы восстановлению прав граждан и полноценной реализации принципа правового государства. Обосновывается необходимость закрепления в Кодексе административного судопроизводства РФ конкретных критериев для определения момента признания нормативного правового акта недействующим.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

179-196 529
Аннотация

Дается анализ отдельных аспектов современного и будущего правового регулирования особенностей осуществления местного самоуправления на такой территории, как наукоград. Исследуется содержание федеральных законов и иных нормативных правовых актов, определяющих формирование правовой основы организации и функционирования особой категории муниципальных образований – наукоградов. Через определение проблем законодательства о наукоградах России в ходе реализации реформы местного самоуправления делается вывод о необходимости отказа от бланкетного способа регулирования особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах и предлагаются возможные пути оперативного совершенствования существующего механизма правового регулирования статуса наукограда.

197-207 387
Аннотация

На основе выявления тенденций правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в крупнейших городах Российской Федерации проводится анализ разграничения полномочий между региональными и муниципальными органами власти. Отдельное внимание уделяется проблеме поиска баланса между централизацией и децентрализацией местного самоуправления. В этом аспекте на первый план выходит вопрос более эффективного разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти с целью сохранения единой городской политики в сфере обеспечения социально-экономического развития крупнейших городов Российской Федерации. Сформулирован вывод о необходимости комплексного подхода к разграничению полномочий между уровнями публичной власти с учетом значимости крупнейших городов в пространственном развитии российской экономики и их роли в формировании городских агломераций.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ

208-219 3241
Аннотация

Рассматриваются два уровня в механизме защиты прав и свобод человека: национальный и наднациональный, – выявляется эффективный механизм защиты прав человека, способный заменить собой механизм защиты, предоставляемый Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., прекратившей свое действие в отношении граждан Российской Федерации. Среди наднациональных механизмов названы Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., региональные конвенции о защите прав человека. Среди национальных способов рассмотрены деятельность Конституционного Суда РФ по защите конституционных прав граждан, федеральных судей, применяющих процессуальное законодательство, Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты. Сделан вывод о том, что имеющиеся национальные и наднациональные механизмы защиты прав человека, не способны в полной мере компенсировать для граждан Российской Федерации утрату возможности обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека.

220-243 767
Аннотация

Анализируется практика применения российскими судами норм об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Выявляются юридико-технические дефекты соответствующих норм, отмечается неясность данного легального понятия. Указывается, что данные акты отличаются от нормативных и подпадают под доктринальное понятие интерпретационных актов. Предлагается авторское понимание интерпретационных актов в сравнении с нормативными и правоприменительными. На основе анализа судебных решений предлагается типология интерпретационных коллизий и аргументов в пользу удовлетворения административного иска или отказа в нем, выявляются используемые судами критерии нормативности интерпретационных актов. Раскрываются основные проблемы правоприменения и возможные пути их решения.

244-260 396
Аннотация

Чертой, которая отличает право интеграционного объединения от универсального международного права, служит его активное применение как судебным органом такого объединения, так и внутригосударственными судами. Множественность правоприменителей приводит к постановке вопроса о круге субъектов, уполномоченных толковать право интеграционного объединения, и об особенностях подобной интерпретации. Одним из инструментов, способных преодолеть неединообразие подходов, связанных с уяснением и применением наднационального права судебными органами нескольких государств-членов, служит инструмент диалога между судом интеграционного объединения и судами стран – его участниц. Исследование перечисленных вопросов на примере практики Суда ЕАЭС и судов государств – его членов составляет предмет настоящей статьи. Отмечается, что диалог между Судом ЕАЭС и национальными судами выражается как в применении национальными судами решения суда интеграционной организации, так и в обращении наднационального суда к правовым конструкциям, которые были разработаны в решениях судов государств-членов.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

261-276 604
Аннотация

Исследуются административные споры, возникающие в российской правовой системе, однако остающиеся недостаточно изученными отечественной административно-правовой наукой. Учитывая опыт зарубежной доктрины административных споров и опираясь на передовые разработки отечественной административно-правовой науки, в частности используя функциональный подход к пониманию современной системы административных правоотношений, проводится комплексный анализ норм Конституции РФ, устанавливающих основы разрешения административных споров в отечественной правовой системе, а также административно-процессуального законодательства Российской Федерации, сформировавшегося под воздействием данных конституционных норм. В результате проведенного анализа сформулировано определение и предложена теоретическая конструкция административного спора, позволяющая отграничить данные споры от правовых споров, имеющих частноправовой характер, а также иных правовых споров, возникающих в отечественной правовой системе. В целях систематизации административных споров проведено их категорирование с использованием специальных оценочных критериев.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

277-288 554
Аннотация

Характеризуется методология уголовно-правового прогнозирования, основанная на выборе его идеологической основы, использования аксиологического и системного подходов, детерминационного анализа, экстраполяции, экспертных оценок, моделирования. Применение аппарата поискового прогнозирования показывает, что уголовно-правовая политика Российской Федерации до настоящего времени развивалась в русле либеральной идеологии и в обозримой перспективе она будет продолжена. Утверждается, что с позиций нормативного прогнозирования следует обеспечить переход к консервативной модели уголовной политики, которая должна будет ориентироваться на государственные и общественные, а не частные интересы.

289-300 318
Аннотация

Исследуется механизм исполнения уголовно-процессуальных обязанностей. Обозначается основополагающее значение состязательности в уголовном процессе и обосновывается значимость уголовно-процессуальных обязанностей как обеспечительных средств ее реализации. Критически анализируются положения Уголовно-процессуального кодекса РФ с позиции наличия-отсутствия в них правовых и организационных средств, обеспечивающих создание условий надлежащего исполнения обязанностей. Выявляется проблемная ситуация о недостаточности средств, необходимых для достижения назначения уголовного судопроизводства. Формулируется научная проблема исследования о несовершенстве средств обеспечения, и выдвигаются предложения по совершенствованию уголовно-процессуального регулирования должного поведения участников состязательного российского уголовного процесса.

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ

301-313 440
Аннотация

Рассматриваются проблемы модернизации предмета трудового права и теории трудовых правоотношений в условиях трансформации сферы труда. Обосновывается конвергенция теории единого неделимого трудового правоотношения Н.Г. Александрова и теории комплекса трудовых правоотношений В.Н. Скобелкина. На базе теории множественности единых трудовых правоотношений предлагаются пути расширения предмета отрасли трудового права первоначально за счет распространения на новые отношения институтов охраны труда, социального страхования и социального партнерства. Предлагается смена презумпции доказывания наличия трудовых отношений. Обосновывается трехсубъектный состав участников системы правовых связей, возникающих при применении заемного труда, и солидарная ответственность субъектов на стороне работодателя.

314-329 482
Аннотация

Рассматриваются особенности влияния гиг-экономики на развитие трудовых, гражданских и налоговых правоотношений, обозначаются основные проблемы, которые
возникают между субъектами таких правоотношений в условиях гиг-экономики (гигработников и цифровых платформ), предлагаются направления совершенствования
законодательства в данной сфере. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-1514 (Print)
ISSN 2658-4050 (Online)